Алексей Навальный
 
 
 

Международная правозащитная организация Amnesty International заявила, что решение не считать Алексея Навального "узником совести" было принято не под давлением извне, а после тщательного анализа его высказываний, сделанных в середине 2000х.

"Заявления о том, что решение Amnesty по поводу Алексея Навального было ответом на давление извне, не соответствуют действительности и не учитывают нашу давно проводимую и четко определенную внутреннюю политику", - говорится в заявлении, опубликованном на сайте организации. Его цитирует РИА "Новости".

В организации заявили, что внутри движения была "высказана обеспокоенность по поводу упоминания о Навальном как об узнике совести, "учитывая его комментарии в прошлом". В итоге Amnesty пришла к заключению об ошибке в первоначальном определении, сделанной в отношении Навального. При этом организация подчеркнула, что ничто сказанное Навальным в прошлом не оправдывает его нынешнее задержание, которое Amnesty считает политически мотивированным.

Между тем член совета правозащитного центра "Мемориал" руководитель программы "Поддержка политзаключëнных" Сергей Давидис заявил "Открытым медиа", что центр подтверждает и не собирается пересматривать решение о признании Навального политзаключённым. Amnesty International он назвал "жертвой некой манипулятивной кампании". "Я не вижу признаков призывов к насилию и ненависти в тех видеороликах, которые, как говорят, послужили основой для лишения статуса", - сказал он, добавив, что непрозрачность и невнятность решения идет во вред тем целям, которые провозглашает организация, и наносит ущерб борьбе за права политзаключённых и узников совести.

Давидис напомнил, что ПЦ "Мемориал" ведёт списки политзаключённых более десяти лет, опираясь на изложенные в специальном руководстве критерии, в основе которых - трактовка понятия "полизаключённый", изложенная в резолюции ПАСЕ 2012 года.

"Мемориал" относит к политзаключённым тех, кто лишён свободы за мирную реализацию своих прав (например, на свободу собраний, объединения, выражения, совести или за этническую, расовую и религиозную принадлежность). Также политзаключёнными являются те, кто лишён свободы по политическому мотиву власти или на основании фальсификации доказательств вины. Политзаключёнными не могут быть признаны совершившие насильственное правонарушение против личности и преступление на почве ненависти по национальному или религиозному признакам, а также призывавшие к таким насильственным действиям.

Давидис также отметил, что хотя государство не признает наличия в России политзаключённых, оно "как минимум получает сигнал об общественном внимании к конкретному узнику, включëнному в списки политзаключённых". Поэтому последствия включения в список "Мемориал" видит не в прямом воздействии на власти, а "в воздействии, опосредованном российским обществом и международным сообществом".

23 февраля Amnesty International лишила Алексея Навального статуса узника совести, получив множество однотипных запросов о проверке высказываний политика 2000-х годов. Авторы запросов ссылались на один и тот же ролик 2007 года, который Amnesty International признала содержащим hate speech. Некоторые обратившиеся сослались на тред в Twitter сотрудничавшей с RT колумнистки Кати Казбек, которая опубликовала несколько роликов с националистическими высказываниями Навального.

Согласно правилам Amnesty International, обязательный критерий получения статуса узника совести - "неприменение насилия и отсутствие призывов к насилию или возбуждению ненависти". Несмотря на лишение Навального статуса узника совести, Amnesty продолжает считать его политзаключенным и будет добиваться его освобождения.

После этого юрист ФБК, руководитель проекта "РосПил" Александр Головач отказался от статуса узника совести, полученного им в 2018 году после задержания по обвинению в нарушении закона о митингах. Об отказе от аналогичного статуса заявил и сотрудник Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Руслан Шаведдинов. Статус узника совести был присужден ему организацией Amnesty International в 2019 году после задержания на акции в поддержку журналиста Ивана Голунова.