Некоторые решения Европейского суда оказались непонятыми Россией и дают почву для сомнений в беспристрастности и полной объективности суда, заявил министр юстиции РФ Александр Коновалов По словам Коновалова, решения Европейского суда, вынесенные за последние месяцы, "пренебрегают совершенно безупречной юридической аргументацией" и остались непонятны для российских партнеров, участвующих в рассмотрении этих дел
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Некоторые решения Европейского суда оказались непонятыми Россией и дают почву для сомнений в беспристрастности и полной объективности суда, заявил министр юстиции РФ Александр Коновалов
"Вести - Нижний Новгород"
 
 
 
По словам Коновалова, решения Европейского суда, вынесенные за последние месяцы, "пренебрегают совершенно безупречной юридической аргументацией" и остались непонятны для российских партнеров, участвующих в рассмотрении этих дел
Архив NEWSru.com
 
 
 
Накануне стало известно, что Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить бывшей судье Ольге Кудешкиной 10 тыс. евро в качестве компенсации за нарушение ее права на свободу слова
Архив NEWSru.com

Некоторые решения Европейского суда оказались непонятыми Россией и дают почву для сомнений в беспристрастности и полной объективности суда, заявил министр юстиции РФ Александр Коновалов на коллегии Минюста РФ в пятницу.

По словам Коновалова, решения Европейского суда, вынесенные за последние месяцы, "пренебрегают совершенно безупречной юридической аргументацией" и остались непонятны для российских партнеров, участвующих в рассмотрении этих дел и в том числе для представителя РФ в суде, передает ИТАР-ТАСС.

- Последние решения Страсбургского суда относительно граждан РФ

Как отметил министр, Россия полностью отдает себе отчет в том, что она признала компетенцию суда в Страсбурге, вступая в Совет Европы. В то же время он подчеркнул, что по целому ряду параметров и направлений решений Европейского суда скрываются совершенно очевидные проблемы, которые стоят перед РФ.

В первую очередь, это касается оперативности и своевременности вынесения и исполнения судебных решений, затем взыскания средств, которые присуждены судами к выплате из бюджета РФ. И, наконец, по словам министра, речь идет о сохраняющихся нарушениях прав человека в ряде сфер деятельности в России.

Как предлагает Коновалов, РФ нужно тщательно анализировать решения, которые выносит ЕСПЧ, и вносить своевременно предложения по усовершенствованию российской правоприменительной практики. Кроме того, в сфере мониторинга законодательства глава Минюста России предлагает начать с тех вопросов, которые наиболее часто поднимались Европейским судом.

Последние решения Страсбургского суда относительно граждан РФ

Напомним, что в последнее время суд в Страсбурге вынес сразу несколько скандальных решений по искам российских граждан.

Накануне стало известно, что Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить бывшей судье Ольге Кудешкиной 10 тыс. евро в качестве компенсации за нарушение ее права на свободу слова. Кудешкина была лишены судейской мантии за критику судебной системы. Как признал суд, она была подвергнута "чрезмерному наказанию за критические заявления, с которыми она выступала в прессе в отношении высокопоставленных юридических чиновников".

В 2004 году Ольга Кудешкина была лишена судейских полномочий за "заведомо ложные" высказывания в адрес судебной системы. Она жаловалась в российские суды, но ничего не добилась, и в 2006 году направила жалобу в Европейский суд, отметив, что при ее увольнении были нарушены три статьи Конвенции по правам человека. Страсбург согласился рассмотреть нарушение лишь одной статьи конвенции.

Накануне также стало известно, что Европейский суд по правам человека осудил Россию за исчезновение четырех мужчин в разных районах Чечни в период с августа 2002 года по декабрь 2004 года и обязал выплатить пострадавшим 176 тысяч 744 евро - 140 тысяч евро в качестве возмещения морального ущерба, 17 тысяч евро за материальный ущерб и 19 тысяч 744 евро на покрытие судебных издержек.

По мнению истцов, пропавшие были арестованы российскими военнослужащими. Истцами по первому делу выступили родственники Асланбека Астамирова, который исчез 5 августа 2002 года в чеченском селе Гехи. Ильяс Сагаев и его племянник Юнади Сагаев пропали 30 августа и 13 сентября 2002 года соответственно. Ильяс и Юнади были похищены вооруженными людьми из собственных домов в Урус-Мартане.

В третьем случае в суд обратились родственники Алиса Зубираева, проживавшего в Чечен-Ауле. Российские власти признали, что 21 декабря 2004 года в Чечен-Ауле была проведена специальная операция, но отрицали, что Алис был задержан. Однако сосед семьи Алиса, также задержанный в ходе данной операции, но впоследствии освобожденный, показал, что его увезли в том же военном автомобиле, что и Алиса.

ЕСПЧ постановил, что российские власти нарушили ряд статей европейской "Конвенции о защите прав человека и основных свобод". В частности, статью 2 (право на жизнь), 3 (запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения), 5 (право на свободу и безопасность) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты).

5 февраля стало известно, что Европейский суд по правам человека признал Россию виновной в исчезновении жителей Чечни и пытках жителей Ингушетии и обязал выплатить пострадавшим 300 тысяч евро. Истцами по первому делу выступили родители Марвана Идалова. 22 ноября 2002 года Идалов, тогда еще десятиклассник, был похищен.

По материалам дела, утром военнослужащие подъехали к дому Идаловых, расположенному в селе Ахкинчу-Барзой на БТРах. Несколько вооруженных людей в масках и камуфляже ворвались в дом, схватили Агдульмусульма Идалова, связали ему руки и нацелили на него автомат. Затем они вошли в комнату его сына, Марвана Идалова, выпускника общеобразовательной школы. Молодому человеку связали руки, надели мешок на голову и увезли его по направлению к военной базе №24. С тех пор Марвана никто не видел.

Чеченцы Сулиман Маликов, Адлан и Аслан Хатуевы, Саид-Салу Ахматов и Мансур Исмаилов пропали после того, как их задержали в июне 2002 года на контрольно-пропускном пункте в Селе Дуба-Юрт. Мужчин пересадили в бронированный автомобиль и увезли в неизвестном направлении.

Пострадавшими по третьему делу являются жители Ингушетии Саламбек Хадисов и Ислам Чечоев. В сентябре 2001 года они вместе с другими жителями села Верхний Алкун попали под обстрел российских военных, когда рубили ветки для скота недалеко от села. Через несколько дней их вызвали в Сунженский РОВД.

Спустя день из Ингушского отдела внутренних дел на военном вертолете их перевезли на военную базу в Ханкале в Чечне, где они содержались до 12 октября. По информации Фонда, российские военнослужащие жестоко избивали ингушей прикладами автоматов, тушили об их кожу сигареты и затем заставили подписать документы о том, что к ним не применялось жестокое обращение.