В пятницу, 27 октября, Басманный суд Москвы отправил под домашний арест на два месяца директора Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софью Апфельбаум, которой накануне предъявили обвинение в мошенничестве по делу "Седьмой студии" Кирилла Серебренникова. Таким образом судья поддержал ходатайство следствия.
Апфельбаум отправлена под домашний арест до 26 декабря, сообщает "Интерфакс". "Суд приходит к выводу о том, что ходатайство следственных органов подлежит удовлетворению. (...) Избрать в отношении обвиняемой Апфельбаум меру пресечения на срок до 26 декабря 2017 года", - огласил постановление судья Артур Карпов.
Адвокат обвиняемой Ирина Поверинова просила судью о снисхождении и разрешении на ежедневные прогулки, если Карпов примет решение о домашнем аресте. Однако суд не дал такого разрешения, сообщает "Медиазона".
Защита также просила освободить Апфельбаум под залог в 1 млн рублей. "Прошу избрать моей подзащитной меру пресечения в виде залога в размере 1 млн рублей", - сказала адвокат. Поверинова обратила внимание суда на высокий общественный статус обвиняемой и значимость ее культурной деятельности. Адвокат также подчеркнула, что Апфельбаум фактически вменяется не хищение бюджетных средств, а халатность при якобы имевшем месте хищении их третьими лицами.
Ходатайство о домашнем аресте Апфельбаум поступило в суд утром 27 октября, сообщила ТАСС пресс-секретарь Басманного суда Москвы Юнона Царева. Около 12:00 пятницы стало известно, что обвиняемую доставили в суд. На заседании директор РАМТа попросила избрать меру пресечения, которая не связана с ограничением свободы, поскольку хотела бы продолжить работу.
Адвокат Поверинова попросила отклонить ходатайство следователя. Защитник заявила, что Апфельбаум ничего не знала о хищениях, а только старалась выполнять служебные обязанности. Также адвокат заверила, что ее подзащитная не представляет опасности для общества. "Она руководит театром, это довольно серьезная работа", - сказала Поверинова.
Как сообщил на заседании следователь, Апфельбаум не признала своей вины, но не отрицала при этом допущенной халатности. "Апфельбаум вину не признала, хотя фактически сообщила следствию, что отсутствие контроля за расходованием денежных средств "Седьмой студии" стало результатом ее халатных действий", - сказал следователь Александр Лавров.
Также следователь в суде рассказал, что после первого допроса в СК Апфельбаум назначила встречу другим фигурантам дела, чтобы соотнести творческие и финансовые отчеты "Седьмой студии". "Как стало известно, после возбуждения уголовного дела и допроса Апфельбаум созванивалась с Малобродским и Вороновой, чтобы назначить встречу для обсуждения творческой и финансовой отчетности по "Седьмой студии", - сказал представитель следствия.
В свою очередь Апфельбаум подтвердила встречу с другими фигурантами дела, но объяснила ее необходимостью разобраться в ситуауции. "Если речь идет про 25 мая, то в момент моей встречи с (бывшим гендиректором "Гоголь-центра" Алексеем) Малобродским он еще даже не был допрошен, у меня не было злого умысла при встрече, я хотела прояснить ситуацию, так как прошло много времени, - сказала директор РАМТа. - С Вороновой мы так и не общались, она покинула страну. Сознательно я не собиралась ни на кого влиять, я просто хотела прояснить ситуацию".
На это следователь возразил, что у Апфельбаум не могло быть другого мотива для встреч с Малобродским, кроме преступного умысла по сокрытию улик.
Накануне Апфельбаум была задержана, как сообщалось, во время допроса. Ей предъявили обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере). По версии следствия, Апфельбаум, возглавлявшая прежде департамент господдержки искусства и народного творчества Минкульта, в 2011-2014 годах от имени ведомства подписывала соглашения о выделении из бюджета "Седьмой студии" Серебренникова более 214 млн рублей на реализацию проекта "Платформа".
Также в СК полагают, что фигурантка согласовывала отчетную документацию с недостоверными завышенными сведениями о количестве и стоимости проводимых мероприятий.
18 августа 2011 года тендерная комиссия во главе с Апфельбаум признала АНО "Седьмая студия" победителем аукциона. Следователи подозревают главу РАМТ в подтасовке документов. Как полагают в СК, Апфельбаум дала своим подчиненным поручение разработать техническое задание "под конкретного участника" аукциона. В ТЗ, в частности, внесли пункт о том, что претендент на госконтракт должен иметь авторские права или лицензию на проект "Платформа".
Следствие считает, что в результате этих действий Серебренников и его соучастники похитили из бюджета не менее 68 млн рублей. Как сообщила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко, вина Апфельбаум подтверждается показаниями свидетелей, протоколами очных ставок, результатами оперативно-разыскной деятельности и изъятыми в ходе расследования финансовыми документами.
Помимо Апфельбаум, фигурантами дела "Седьмой студии" являются режиссер Серебренников, бывший гендиректор студии Юрий Итин, бывший генеральный директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский, продюсер Екатерина Воронова и главный бухгалтер АНО "Седьмая студия" Нина Масляева. Все они обвиняются в хищении не менее 68 млн рублей, выделенных из бюджета на культурный проект "Платформа" (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
17 октября суд продлил сроки домашнего ареста Серебренникову, Масляевой и Итину, а также срок содержания в СИЗО Малобродскому до 19 января 2018 года.