Дело Greenpeace вызвало мощный общественный резонанс и повышенный интерес СМИ Всех фигурантов дела арестовали как подозреваемых в пиратстве по ст. 227 ч. 3 УК, грозящей до 15 лет тюрьмы
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Дело Greenpeace вызвало мощный общественный резонанс и повышенный интерес СМИ
Global Look Press
 
 
 
Всех фигурантов дела арестовали как подозреваемых в пиратстве по ст. 227 ч. 3 УК, грозящей до 15 лет тюрьмы
Reuters
 
 
 
Посольства зарубежных стран, гражданами которых являются большинство арестантов, не спешат c выражением протеста, вероятно из-за неоднозначной правовой ситуацией вокруг ЧП
Reuters
 
 
 
Дело Синякова особый случай, так как исполнение обязанностей журналиста в глазах следователей выглядит не административным проступком, а тяжким уголовным преступлением, пишет газета
Reuters
 
 
 
Действия пограничников, следователей и судей четко укладываются в логику сложившихся запугивания прессы и безнаказанности незаконных действий против журналистов со стороны органов правопорядка
Reuters

Пресса и наблюдатели обсуждают обвинение в пиратстве активистов Greenpeace и прогнозируют перспективы дела о ЧП на платформе "Приразломная". Накануне Ленинский суд Мурманска арестовал на два месяца 22 из 30 задержанных фигурантов, еще восьми участникам инцидента продлили задержание на трое суток (полный список команды опубликован на сайте Greenpeace).

Дело Greenpeace вызвало мощный общественный резонанс и повышенный интерес СМИ - о статьях, посвященных этой теме, в пятницу пишут "Заголовки.ru".

- Неоднозначная правовая ситуация - все будет зависеть от трактовки следствия
- "Ведомости": действия по делу Greenpeace укладываются в логику запугивания прессы

У здания Следственного комитета накануне собрались десятки журналистов, выразив таким образом солидарность с арестованным фотографом Денисом Синяковым, который работал по контракту с Greenpeace International и делал фоторепортаж об акции.

Его жена Алина Жиганова прокомментировала арест в эфире "Дождя": "На мой взгляд, произошла чудовищная ошибка, по которой Денис Синяков оказался за решеткой. Мне бы хотелось, чтобы Следственный комитет делал свою работу хорошо и просто разобрался в том, что происходит сейчас. Есть активисты, а есть люди, которые освещают это событие; есть люди, которые готовят для тех же самых активистов, которые лечат тех же самых активистов. Они не активисты - они подписывали контракт, что работают журналистами, врачами, поварами. Они не имеют никакого отношения к происходящему на корабле".

Напомним, фигурантов дела арестовали как подозреваемых в пиратстве по ч. 3 ст. 227 УК, предусматривающей наказание до 15 лет тюрьмы. В то же время накануне официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин не исключил, что дело будет переквалифицировано по другой статье. В этом случае, отметил он, мера пресечения в отношении арестованных может быть изменена.

Заявление последовало после того, как президент Владимир Путин счел "совершенно очевидным, что они не являются пиратами". Как позже пояснил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, президент лишь выразил свое собственное мнение, которое не может влиять на следственные органы.

В Greenpeace считают, что доказать факт пиратства будет очень сложно. Как пояснил газете "Ведомости" глава энергетической программы "Гринпис России" Владимир Чупров, ст. 227 предусматривает умысел на захват контроля над судном, а экологи собирались после проведения акции протеста на платформе покинуть ее.

Источник газеты, близкий к ФСБ, предположил, что вряд ли дело дойдет до осуждения активистов к многолетнему лишению свободы. Однако, по мнению собеседника издания, все же понести какое-то наказание им придется, так как подобные акции опасны как с технической точки зрения, так и для экономики.

Неоднозначная правовая ситуация - все будет зависеть от трактовки следствия

Газета "Коммерсант", отмечая, что посольства зарубежных стран, гражданами которых являются большинство арестантов, не спешат с выражением протеста, предполагает, что это связано с неоднозначной правовой ситуацией вокруг ЧП. Судьба активистов будет зависеть от трактовки следователями норм российского и международного права, считает издание.

Адвокат Константин Барановский, защищавший захватчиков судна Arctic Sea в 2009 году, сообщил "Коммерсанту", что формально действия экологов действительно подпадают под определение ст. 227 о "нападении на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом". Юрист отметил, что не зря следователи ссылаются на международные конвенции, согласно которым, в отличие от российских правовых норм, буровые вышки приравниваются к морским объектам. С фактом о наличии состава преступления в действиях экологов согласен и специалист по международному праву компании "Юридическая служба столицы" Дмитрий Ястребов. Однако, заметил он, следователям предстоит доказать преступный умысел активистов.

По данным "Коммерсанта", из-за неоднозначной ситуации пока нет реакции из посольств. Как выяснила газета, из посольств 18 стран, представителями которых являются задержанные активисты, "решительно действовать" готовы лишь в украинской дипмиссии, но только в том случае, если спустя 72 часа гражданин этой страны кок Руслан Якушев не будет отпущен.

"Газете.ru" стало известно о реакции МИДа Нидерландов. Министр иностранных дел этой страны Франс Тиммерманс объявил, что в Москву было отправлено сообщение с просьбой освободить корабль и людей. Если это требование будет проигнорировано Россией, голландское правительство обратится в Международный трибунал по морскому праву, заявил он.

"Ведомости": действия по делу Greenpeace укладываются в логику запугивания прессы

Редакционная статья газеты "Ведомости" в пятницу посвящена аресту фотографа Дениса Синякова, которого также обвинили в пиратстве, хотя он лишь занимался профессиональной работой. Обвинение в отношении него, вероятно, станет прецедентом в истории отечественной журналистики, отмечает издание.

С одной стороны, эта ситуация типична, так как присутствие журналистов на подобных акциях часто рассматривается как нарушение закона. С другой стороны, дело Синякова представляет собой особый случай, так как исполнение обязанностей журналиста в глазах следователей выглядит уже не административным проступком, заслуживающим штрафа, а тяжким уголовным преступлением, пишет газета.

По мнению "Ведомостей", суровость обвинений против активистов Greenpeace и их неадекватность очевидны многим. Однако действия пограничников, следователей и судей четко укладываются в логику сложившихся запугивания прессы и безнаказанности незаконных действий против журналистов со стороны органов правопорядка.

"Случай за гранью разумного"

Впрочем, не исключено, что в скором времени Дениса Синякова и других арестованных граждан РФ все же освободят. Как рассказала "Газете.ru" председатель Общественной наблюдательной комиссии по Мурманской области Ирина Пайкачева, для россиян может сработать процедура поручительства, она может позволить им остаться на свободе.

"В первую очередь дело касается фотографа Дениса Синякова. Его случай за гранью разумного, ведь он присутствовал на судне как журналист и занимался своей профессиональной деятельностью", - отметила Пайкачева.

Ирина Пайкачева также рассказала, в каких условиях сидят задержанные активисты. По ее словам, они содержатся в четырех ИВС. В двух из них, куда попали члены комиссии, люди сидят по двое в камере, условия содержания там вполне приличные. Однако в Кольском ИВС нет прогулочного дворика, поэтому задержанные лишены прогулок. Еще одна проблема - экологов не посвящают в то, что происходит за стенами изолятора и вокруг их дела.