Российские и западные СМИ просчитывают варианты: кому достанется ЮКОС ЮКОС в конечном итоге выплатит долги в форме акций или же окажется в собственности дружественной Кремлю компании
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Российские и западные СМИ просчитывают варианты: кому достанется ЮКОС
Архив NEWSru.com
 
 
 
ЮКОС в конечном итоге выплатит долги в форме акций или же окажется в собственности дружественной Кремлю компании
Архив NEWSru.com
 
 
 
В прошлом году Кремль стремительно восстанавливал контроль в этом секторе, подвергшемся масштабной приватизации в годы после распада СССР
AP Photo
 
 
 
Другими словами, произойдет успешная ренационализация компании, а Путин получит больший контроль над стратегическими ресурсами
Архив NEWSru.com

В какую игру играет Путин с ЮКОСом и как разрешится ситуация вокруг крупнейшей российской нефтяной компании - этим вопросом задается один из наиболее влиятельных журналов Newsweek (перевод материала - на сайте Inopressa.ru).

По мнению издания, единственное, что в этом деле абсолютно ясно - это то, как оно закончится. ЮКОС в конечном итоге выплатит долги в форме акций или же окажется в собственности дружественной Кремлю компании. Другими словами, произойдет успешная ренационализация компании, а Путин получит больший контроль над стратегическими ресурсами.

"Путин хочет быть шейхом Ямани образца 1973 года"

Как заявил опытный американский специалист по российскому рынку, "Путин хочет быть шейхом Ямани образца 1973 года". Шейх Ахмет Заки Ямани был министром нефтяной промышленности в Саудовской Аравии, использовавшим нефть в политических целях и сыгравшим ключевую роль при основании нефтяного картеля ОПЕК, отмечает Newsweek.

Путин, разумеется, не стремится поставить Запад на колени (в отличие от Ямани, который жаждал отомстить за войну Йом-Кипура 1973 года), но он рассматривает нефть как геостратегический объект.

В прошлом году Кремль стремительно восстанавливал контроль в этом секторе, подвергшемся масштабной приватизации в годы после распада СССР. Путин ясно дал понять, что решения в области энергетики с далеко идущими последствиями для внешней политики - это не дело бизнесменов.

"Если иностранцы будут контролировать трубопроводы, они смогут контролировать и цены"

На взгляд Кремля, одним из самых страшных грехов Ходорковского был план по проведению трубопровода их Сибири в Китай - основная угроза для безопасности России в Азии. Путин завернул эту идею, заменив ее более дорогостоящей и менее перспективной с точки зрения коммерческого потенциала программой строительства трубопровода в Японию.

Кремль никогда не формулировал внятно, в чем заключается новая политика, за исключением нескольких фраз афористического характера, типа "стратегические природные ресурсы".

"Существует влиятельная группа лоббирования, заинтересованная в создании унифицированного коммерческого и геополитического подхода", - говорит Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии, связанного с националистической группой в окружении Путина. Один из принципов их мировоззрения: "Если иностранцы будут контролировать трубопроводы, они смогут контролировать и цены".

Нефтяники считают, что правительство хочет контролировать частный сектор

Представители нефтяной промышленности говорят о стремлении правительства контролировать частный сектор. В ноябре "Газпром", газовый гигант, управляемый государством, обратился к компании TNK-BP. По словам представителя BP, "Газпром" хотел принять участие в проекте создания трубопровода в Сибири. Представитель "Газпрома" отрицает это, заявляя, что их компания озабочена единственно законностью лицензии TNK-BP.

На других фронтах российские спецслужбы расследуют, не имели ли представители иностранного штата TNK-BP доступа к количественным показателям нефтяных резервов, что по закону запрещено, так как это является государственной тайной.

Один из самых мощных рычагов Кремля - это "Транснефть", трубопроводная государственная монополия. 24 мая президент "Транснефти" Семен Вайншток выступил с предложением установить квоты на добычу нефти, причем соблюдение этих квот возложить на "Транснефть".

Это дало бы Москве такой же уровень контроля над нефтяной отраслью, каким обладают саудовские монархи. "Транснефть" не стесняется демонстрировать силу: так, они потребовали право на управление нефтяным терминалом стоимостью в 225 млн долларов, недавно построенным в Финском заливе частной нефтяной фирмой "Лукойл".

"Правительство должно контролировать экспортные потоки. От этого зависит безопасность энергетического сектора страны", - заявил вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. "Лукойл" упирается, заявляя, что, построив терминал, будет им управлять самостоятельно.

Жесткая политика Кремля может отпугнуть иностранных инвесторов

Очевидная опасность состоит в том, что жесткая политика Кремля может отпугнуть иностранных инвесторов. По крайней мере одна западная бизнес-группа ведет закулисную борьбу против законопроекта, который перекроет доступ иностранным фирмам к лицензиям на добычу нефти и газа.

Это не может завершиться расхождением с Западом. Путин нуждается в иностранных инвесторах, чтобы достичь заявленного удвоения ВВП к 2010 году, да и инвесторы не хотят покидать российский рынок, богатый нефтью и газом. Но политическая борьба становится все ожесточеннее.

Недавно представители американского энергетического сектора приезжали в Москву с целью переговоров о сооружении трубопровода до Мурманска на Баренцевом море. Этот проект коммерчески выгоден России, но не надо ждать зеленого света без достижения баланса политических интересов: возможно, США придется оказать поддержку России при вступлении в ВТО или содействовать проекту "Лукойла" по разработке месторождения "Западная Курна" в Ираке.

Возможно, президент Путин сводит с ЮКОСом личные счеты, но шейх Путин имеет в виду поистине грандиозные перспективы, пишет Newsweek.

"Власть": ЮКОС может достаться Абрамовичу

Между тем российский еженедельник "Власть" пишет о трех вариантах разрешения конфликта вокруг ЮКОСа. По мнению издания, наиболее удобным для российской власти был бы вариант, при котором главой компании станет губернатор Чукотки и владелец английского футбольного клуба "Челси" Роман Абрамович. Журнал напоминает, что именно с объединения ЮКОСа и "Сибнефти", крупнейшим акционером которой является Абрамович, начались неприятности у ЮКОСа. Возможно, сейчас чукотский губернатор снова сыграет ключевую роль в развитии ситуации вокруг ЮКОСа.

Как отмечает журнал, нефтяная компания представляет тройную ценность. Во-первых, это нефтяной холдинг, акции которого имеют вполне конкретную стоимость для акционера. Во-вторых, это дорогостоящий набор нефтяных скважин, бензоколонок, офисов, серверов, автомобилей и денег на счетах, и все это может приобрести нового владельца. В-третьих, это многомиллиардные финансовые потоки, управляя которыми, даже бесталанный финансовый менеджер может не беспокоиться о хлебе насущном.

Как совокупность записей в реестре акционеров компанию рассматривает в основном ее нынешний менеджмент во главе с Семеном Кукесом. В середине июня, по словам замглавы управляющей компании ЮКОСа ООО "ЮКОС-Москва" Юрия Бейлина, менеджеры направили в правительство России план урегулирования претензий МНС, который предусматривает сохранение ЮКОСа как единой компании с новыми совладельцами, пишет "Власть".

ЮКОС проводит дополнительную эмиссию акций, которая либо напрямую передается государству как новому собственнику, либо продается потенциальным инвесторам. Теоретически 3,4 млрд долларов - цена неконтрольного пакета акций ЮКОСа. Однако Group Menatep, владеющая сейчас 60% акций ЮКОСа, лишается контроля над компанией - после размещения допэмиссии она будет владеть, по разным оценкам, 30-40% акций.

По данным "Власти", этот вариант воспринят в Кремле достаточно благосклонно. В случае реализации этого плана ЮКОС перестанет быть компанией Ходорковского и превратится в первую в России крупную нефтяную компанию, контрольным пакетом акций в которой не распоряжается никто. Нет контрольного пакета - нет олигарха, а нет олигарха - нет и политического конфликта с ним.

Однако у этого варианта есть свои уязвимые места, пишет журнал. Ходорковский, разумеется, теряет статус олигарха, то есть фактически единоличного владельца компании, способной в силу своих размеров претендовать на особое место в политической элите страны. Однако в этом случае теряются и все содержательные основания для вынесения ему жесткого приговора.

Олигарх Ходорковский опасен для власти - но оппозиционный политик Ходорковский опасен не менее, пишет издание.

Вариант номер два - отнять у ЮКОСа активы, а Ходорковского - посадить на 10 лет

Как отмечает "Власть", второй вариант развития ситуации с ЮКОСом - изъять его активы у собственников компании. Уже через неделю после того, как приговор Московского арбитражного суда вступит в законную силу, МНС имеет право начать процедуру банкротства ЮКОСа и продать с торгов любой из его активов, на который найдется расторопный покупатель, пишет журнал.

Однако в этом варианте, а тем более в варианте с банкротством ЮКОСа, личная судьба Ходорковского выглядит незавидно. По сути, это вариант организованного грабежа всех акционеров ЮКОСа - и главный акционер компании в этих обстоятельствах слишком опасен, чтобы пребывать на свободе. Тем более что Group Menatep - не только крупный акционер ЮКОСа, но и его крупнейший кредитор, и отстранение его от процесса растаскивания компании требует максимально жестких репрессий в отношении его хозяев. Вероятно, именно поэтому в Генпрокуратуре все чаще звучат вместе тезисы "Ходорковский и Лебедев получат по десять лет" и "требования МНС к ЮКОСу надо исполнять как можно быстрее", отмечает "Власть".

Но, по мнению издания, этот вариант также имеет свои издержки. Фактическое уничтожение ЮКОСа будет крайне негативно воспринято в западном деловом и политическом сообществе, а лишение свободы на долгий срок самого богатого человека России, в том числе по политическим мотивам, усилит политические позиции сторонников "жесткой руки" в государственном аппарате России.

Вариант три - сменить олигарха

Борьба сторонников "мягкого" и "жесткого" варианта развития событий, скорее всего, станет главной составляющей дела ЮКОСа в ближайшие две-три недели, пишет журнал. Это дает шансы сторонникам третьего варианта - финансового. И главным потенциальным игроком на этом поле выглядит человек совладелец "Сибнефти", губернатор Чукотки Роман Абрамович.

Как напоминает журнал, злоключения Михаила Ходорковского и его соратников начались вовсе не с ареста Платона Лебедева, а со слияния ЮКОСа и его ближайшего конкурента - "Сибнефти". Первый сенсационный слух, который появился вокруг ЮКОСа после октябрьского ареста Ходорковского, информация о претензиях акционеров "Сибнефти" (читай: Романа Абрамовича), а также бывшего главы администрации президента Александра Волошина на ключевые роли в управлении объединенной "ЮкосСибнефтью". Правда, этот вариант был отвергнут акционерами ЮКОСа как неприемлемый еще в феврале, а объединение ЮКОСа и "Сибнефти" усилиями последней в арбитражном суде де-факто аннулировано.

В нынешних спорах вокруг судьбы ЮКОСа и Михаила Ходорковского явных свидетельств участия в ней Романа Абрамовича нет. Тем не менее ожидаемое жесткое столкновение между сторонниками "либерального" и "революционного" передела в ЮКОСе дает владельцу "Челси" отличные шансы и полностью разрешить конфликт, и выступить в роли спасителя России от имиджевых потерь в глазах Запада, и заработать денег, пишет "Власть".

По мнению издания, этот вариант реализуется просто - Михаил Ходорковский становится младшим партнером Романа Абрамовича. В этой роли бывший владелец ЮКОСа для власти уже не опасен. Переход ЮКОСа под управление Абрамовича ставит фактические права собственности Ходорковского на ЮКОС в условную зависимость от его поведения, отмечает журнал.