В рамках спецоперации по освобождению заложников в Москве боевые отравляющие вещества не применялись. Об этом на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС заявил сегодня Виктор Фоминых, главный реаниматолог медицинского центра Управделами президента России.
Как отметил Фоминых, "использованный в рамках спецоперации газ, представляет собой вещество общенаркотического действия, применяемое при хирургических операциях". В этой связи, сказал он, спасатели и медики, занятые на эвакуации пострадавших заложников имели в своем распоряжении традиционный набор средств, относящихся к группе так называемых "неспецифических", которые "позволяют восстановить нормальную функцию организма без уточнения, по какой причине ее деятельность была нарушена".
Ранее ряд зарубежных СМИ сообщал, что в ходе операции могли быть применены боевые отравляющие вещества. Так, бывший заложник, болгарский гражданин, который среди других был освобожден из здания Театрального центра на Дубровке, утверждает, что российские спецподразделения применили газ из группы зарина. Об этом, как передает AFP, сообщил 28-летний болгарин Веселин Недков. По его словам, это первое, что он услышал из уст медиков, когда очнулся в больнице. "Я не знаю, правда ли это, - уточнил молодой человек, - но я это слышал".
Сегодня западные издания отмечают нежелание властей раскрыть название вещества. Британская The Daily Telegraph, со ссылкой на лондонского военного эксперта, пишет, что это мог быть газ из класса так называемых "инкапасетантов". К примеру, вещество BZ. Впервые его использовали еще американские военные во Вьетнаме.
Российские эксперты также подтверждают сведения о том, что это мог быть инкапаситан. "Это был инкaпаситан - газ, временно выводящий человеческий организм из строя. Других вариантов быть не может: лишь этот газ находится на вооружении как наших спецслужб, так и, скажем, армии США, - рассказывает эколог, доктор химических наук Лев Федоров. - Его можно сравнить с реланиумом или седуксеном. Теоретически этот препарат не смертельный, если он воздействует на полностью здоровых людей. Однако среди зрителей находились старики, дети с неокрепшим организмом, больные астмой, язвой... Для этих людей подобный газ оказался смертельным.
В 1925 году Советский Союз подписал Конвенцию о запрещении химической и биологической войны. Несмотря на это, в тот же год советские спецслужбы приступили к разработке этих видов оружия. Инкaпаситан оказался в списке не запрещенных конвенцией химических веществ, поэтому он всегда находился на вооружении российской армии.
Разработкой инкапаситана занимался специальный секретный российский институт с 70-х годов
В начале 70-х годов в Ленинграде был создан секретный Институт особо чистых препаратов. На базе этого учреждения разрабатывались белки пептидов, с помощью которых можно воздействовать на мозг человека. Именно там долгое время хранили инкaпаситан.
Эксперт рассказывает, что в этом институте разрабатывалось оружие массового поражения, - рассказывает Федоров. - При его воздействии человек засыпает - полностью отключается сознание. Он еще живой, но мозг его "отмирает" - максимум на сутки.
"Сколько человек будет находиться в таком состоянии, зависит от организма. Здесь все индивидуально. Долгое время не могли научиться применять это оружие. Должны были разработать генератор, с помощью которого можно выбросить газ в атмосферу и равномерно распределить. Аэрозольными генераторами занималась целая секретная промышленная система", - говорит Лев Федоров.
Первые опыты с инкапаситаном проводились в столичном метро и в Новосибирске
Первые опыты по выбросу газов проводились в Москве в 80-х годах. В столичное метро по вентиляции запускались безвредные бактерии. Потом эти опыты стали проводить в Новосибирске, где специально для этих целей построили метро.
"Боюсь, что гибель заложников останется на совести военных токсикологов, которые не смогли правильно разработать программу штурма, - говорит Лев Александрович. - Перед тем как эвакуировать заложников из здания, спасатели должны были вколоть каждому раствор антидота ≈ и только потом выносить людей на улицу. Счет шел на минуты".
Инкaпаситан применили во время штурма ДК впервые. В 1991 году, во время путча, подобная операция сорвалась. Тогда это вещество планировали запустить в Белый дом. Однако распространить газ по такому большому помещению оказалось невозможным. В данной ситуации газ удалось пустить только в одно помещение центра - в зрительный зал, отмечает Ru-Terror .
Эксперт швейцарской газеты Le Temps, категорически отвергает предположение, что в Москве применили BZ. "Этот газ не парализует, а вызывает неадекватное поведение, что в заминированное здании было неприемлемо",- пишет газета. Скорее всего, считает эксперт, в театральном центре использовался газ, разработанный для медицинского наркоза. А большое количество жертв вызвала неконтролируемая дозировка.
The Times сегодня пишет, что во время штурма могла быть использована усовершенствованная модификация оружия времен холодной войны.
По мнению британских врачей, поскольку военнослужащие, штурмовавшие здание, не были одеты в костюмы биологической защиты, скорее всего, был применен нервно-паралитический газ, такой, как зарин. Некоторые американские токсикологи считают, что не исключена возможность применения мощного седативного средства, такого, как валиум, или разновидности газа BZ.
По словам консультанта-анестезиолога отделения кардиохирургии Edinburgh Royal Infirmary Дэвида Скотта, с газом общенаркотического действия следует обращаться очень деликатно. "Когда его используют в ограниченном пространстве, таком, как театр, всегда следует ожидать большого количества жертв, поскольку реакция человека на любой вид анестезии варьируется в очень больших пределах. Если, к примеру, 50% людей, находившихся в аудитории, погрузятся в сон, то следует ожидать что еще на 40% анестезия никак не повлияет, а 10% умрут".
Алекс Колкухун, консультант-анестезиолог Royal Infirmary в Глазго, считает, что, поскольку все вещества, которые могли бы применить россияне, тяжелее воздуха, дети, находившиеся на верхней галерее, должны были пострадать меньше, чем те, кто сидел в партере.
"Альфа" не знала о последствия, которые вызывает газ
Российская пресса отмечает, что в ФСБ о природе газа говорить отказываются. Эта информация засекречена, уточняет сегодня "Коммерсант". Собеседники издания лишь утверждают, что газ не относится к штатному вооружению отряда "Альфа". "Возможно, "Альфа" получила его непосредственно перед штурмом и не знала о тех последствиях, которые он вызовет", - пишет издание.
"Если каждый медик будет знать, что за спецсредство применяют наши секретные подразделения и, соответственно, какие медицинские препараты нужно иметь при себе, чтобы ослабить их действие, то это уже будет не спецслужба, а богадельня какая-то. Тут же произойдет утечка информации, и об этом газе можно будет навсегда забыть, - рассказал "МК" боец элитного российского спецподразделения, сам не раз принимавший участие в освобождении заложников. - Даже то, как подробно эта операция освещается по телевидению, означает только одно: в следующий раз террористы подготовятся еще лучше, у них уже будут с собой противогазы, и они тщательнее проверят все вентиляционные люки... Поверьте, многие вещи действительно должны оставаться за кадром, потому что от этого зависит жизнь десятков людей".
Газ был неоднократно проверен, он стоит на вооружении
"В операции такого уровня, когда в заложниках находятся сотни людей, о применении каких-то новинок не может быть и речи. Все эти дилетантские разговоры о том, что ФСБшники переборщили с дозировкой газа, - по меньшей мере просто смешны. Во-первых, спецсредство это было разработано еще в лаборатории КГБ, а придуманные там "химикаты" по-прежнему считаются одними из самых совершенных в мире. Во-вторых, применение газа в такой масштабной операции решается на очень высоком уровне: согласовывается со специалистами, собираются десятки подписей... Поверьте, это очень серьезные вещи, и говорить о них походя нельзя", - отмечает боец элитного подразделения.
"Мы не камикадзе. Газа было столько, сколько нужно. И существующие инструкции допускают эти нормы - в сложившейся ситуации ее даже можно было еще превысить, чтобы до конца убедиться: террористы уже не могут палить куда попало. В спецподразделениях всего мира при освобождении заложников действует одно и то же требование: причинить как можно меньше вреда, а вернее - не причинить его вовсе. Газ, который применила "Альфа", был уже неоднократно испытан и стоит у нас на вооружении. Аналоги есть и у иностранных спецов из "Дельты", "морских котиков", ГСГ-9. За химическим составом таких спецсредств охотятся разведки всего мира"- добавляет участник событий.
Россия пытается избежать скандала
Россия пытается избежать скандала о том, что заложники отравились газом, пишет сегодня The Guardian. "Власти утверждали, что им пришлось применить газ потому, что других средств в их распоряжении не было, а заложникам грозила казнь. Рассказ заместителя министра внутренних дел Владимира Васильева заставляет усомниться в том, что они сообщили всю правду, отмечает The Guardian.
"Пока рано говорить, как отреагирует общественность на решение правительства применить газ и на бесчувственность, проявленную властями по отношению к родственникам заложников после штурма", - пишет газета.
Антидоты успевали ввести не более чем 700 заложникам
Итальянская газетаLa Stampa приводит сегодня хронологию событий той ночи. Согласно этим данным, газ начали применять приблизительно в 6:15. А бойцы "Альфа" вошли в здание через 15 минут. Следовательно, действие газа продолжалось 15 минут. "Из того, что стало известно позднее, следует, что газ действовал лишь в центральном зале. Многие из находившихся там людей, включая женщин-камикадзе, погибли. Другие умерли до того, как их вынесли на улицу. Те, кто занимался разработкой плана атаки, знали, что несколько сотен человек погибнут. Не было никакой возможности ввести антидоты своевременно более чем семистам освобожденным", - рассказали газете специалисты.