Коллегия присяжных Мосгорсуда поздним вечером в четверг с перевесом в один голос установила, что убийство адвоката Станислава Маркелова зимой 2009 года совершили основатель журнала "Русский образ" Никита Тихонов и активистка правозащитного центра "Русский вердикт" Евгения Хасис, сообщает РИА "Новости".
При ответе на ключевой вопрос - о том, доказано ли, что убийство Маркелова совершил Тихонов совместно с Хасис и неустановленными лицами, семь присяжных ответили утвердительно, а пять - отрицательно. Согласно закону, при равном распределении голосов 12 членов коллегии ответ трактуется в пользу подсудимого.
Распределение голосов при ответе на второй вопрос прошло по грани, отделяющей оправдание от признания вины подсудимых в главном инкриминируемом им преступлении. Тем самым скандальный выход из состава коллегии на завершающей стадии процесса Анны Добрачевой, заявившей о давлении на нее с целью вынесения обвинительного вердикта, мог стать роковым для подсудимых.
- Защита пыталась представить Тихонова "дворовым гопником"
- Преступников опознали очевидцы
Впрочем такая ситуация сложилась лишь только с Хасис, поскольку Тихонова сочли виновным в убийстве журналистки Бабуровой восемь присяжных. Напомним также, что виновными и не заслуживающими снисхождения заседатели сочли подсудимых по обвинению в незаконном обороте оружия, а Тихонова еще и в использовании поддельных документов.
5 мая судья провозгласит окончательный приговор и назовет реальные сроки наказания, исходя из вердикта присяжных. Согласно действующему закону и с учетом вердикта, Тихонову может грозить пожизненное заключение.
Опросный лист, поставленный перед присяжными, касается всех эпизодов преступной деятельности, которая вменяется Тихонову и Хасис: убийство Маркелова, хранение и ношение оружия, а также убийство Бабуровой, в котором обвиняется один Тихонов. Всего коллегия должна была ответить на 21 вопрос, которые разделены на три блока. В первый блок входят вопросы об установлении факта совершенного преступления, во второй - касающиеся виновности подсудимых, и в третий - вопросы о возможности применения снисхождения. Присяжные обязаны последовательно отвечать на поставленные вопросы, пишет "Независимая газета".
В том случае, если они признают подсудимых невиновными в совершении конкретного преступления, они должны оставлять без ответа вопрос о применении к ним снисхождения. Именно этот аспект стал предметом уточнения, с которым коллегия обратилась к суду, прервав совещание, пишет "Российская газета", которую цитирует сайт "Заголовки.ru", собравший самые интересные цитаты из российской прессы на эту тему.
Защита пыталась представить Тихонова "дворовым гопником"
Сразу после убийства адвоката Маркелова и журналистки "Новой газеты" Анастасии Бабуровой 19 января 2009 года общественность, СМИ и следствие, как явствовало из сообщений источников в правоохранительных органах, рассматривали несколько основных версий преступления, напрямую связанных с профессиональной деятельностью убитого. Гибель Бабуровой оценивалась как незапланированная самим убийцей случайность. В окончательную версию обвинения легло то утверждение, что Тихонов застрелил девушку, боясь быть ею опознанным.
В ходе процесса, занявшего три с половиной месяца, защита неоднократно пыталась указать на недостаточную работу следствия по отработке "чеченского", "химкинского", "благовещенского" и других "следов", ведущих к участию Маркелова в громких процессах.
Адвокат Тихонова заявлял тогда, что "проще всего было свалить вину на кучку дворовых гопников, которых принято называть националистами и вешать на них всех собак".
Между тем именно "националистический след" в убийстве Маркелова рассматривался следствием как основной, а уже в апреле 2009 года был определен и подозреваемый - разыскиваемый по делу об убийстве антифашиста Александра Рюхина радикальный националист Никита Тихонов. Адвокат Маркелов, объясняло гособвинение в суде, представлял интересы родственников убитого в драке антифашиста, и именно он добился объявления Тихонова и его друга Александра Паринова в розыск по данному делу.
Прокуратура считала, что у живущего на нелегальном положении Тихонова были все основания мстить Маркелову, однако не только за себя, но и за все неонацистское движение, которому известный своими левыми взглядами адвокат пытался противостоять.
Однако слова адвоката о "дворовых гопниках" не соответствуют действительности - Никита Тихонов - сын офицера Службы внешней разведки, закончил Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и среди своих однокашников запомнился как человек рассудительный и творческий. По воспоминаниям товарищей, Тихонов посвятил дипломное исследование проблеме геноцида русскоязычного населения в Чечне в 1990-е годы, специализируясь у известного своими правыми взглядами профессора Александра Вдовина.
Следствие же утверждает, что уже в университете Тихонов присоединился к ультраправому движению и начал принимать участие в драках с националистическим подтекстом. Именно в результате одной из таких драк в 2006 году был убит антифашист Рюхин. В совершении преступления при активном влиянии Маркелова на следствие обвинили Тихонова, и это, утверждает сторона обвинения, запустило всю остальную цепочку событий вплоть до обвинительного вердикта коллегии присяжных.
Преступников опознали очевидцы
Заседание в четверг было открыто председательствующим по делу Александром Замашнюком с обобщения исследованных доказательств. Присяжными более чем за два месяца заседаний были заслушаны около 20 свидетелей, исследованы вещественные доказательства, прослушаны аудиозаписи разговоров подсудимых и записи скрытых камер, установленных у них в квартире.
Двое очевидцев убийства опознали в Тихонове преступника. Один свидетель опознал в Хасис "симпатичную" девушку, которая "вела себя странно", стоя через дорогу от места убийства. Из данных "прослушки" следует, что Тихонов и Хасис обсуждали убийство Маркелова, ожидая, что могут попасть в поле зрения правоохранительных органов как подозреваемые в его совершении, и на этот случай собирались дать вооруженный отпор.
Правоохранительные органы обнаружили в съемной квартире подсудимых орудие убийства - "Браунинг" 1910 года сборки. Также при обыске был найден впечатляющий арсенал стрелкового оружия и боеприпасов, взрывчатые вещества и поддельные документы. Лидер националистической группировки "Кровь и Честь" Сергей Голубев по прозвищу "Опер" сообщил в свидетельских показаниях в суде, что Тихонов был сторонником наращивания террора против лидеров антифашистского движения и чиновников для последующего захвата власти.
Лидер легальной националистической организации "Русский образ" Илья Горячев в показаниях на стадии следствия возложил вину за убийство Маркелова на Тихонова и Хасис. После начала судебных слушаний Горячев распространил заявление о якобы имевших место фактах давления на него со стороны следствия и под этим предлогом отказался от своих показаний. Тихонов же в суде возложил на Горячева вину за хранение пистолета "Браунинга", из которого были застрелены Маркелов и Бабурова.
Подсудимый утверждал, что орудие убийства ему за две недели до задержания и спустя восемь месяцев после совершения преступления передал именно Горячев. Суд не смог проверить этот факт, так как Горячев на допрос не явился.