"Дело Сноудена" обернулось своеобразной "гонкой дипломатов": источники утверждают, что Россия и США могут заключить соглашение о взаимной выдаче - последний раз РФ пыталась заключить его в мае 2012 года, но Штаты отказались. Одновременно переговоры с Россией начал Эквадор, где экс-сотрудник ЦРУ просит политубежище. Об этом вполне официально сообщил МИД страны - но без подробностей.
Раскрывший информацию о секретных программах электронной слежки спецслужб США, Сноуден уже шесть суток провел, как считается, в транзитной зоне московского аэропорта "Шереметьево", куда прилетел из Гонконга в прошлую субботу.
Касательно переговоров России и США источник "Интерфакса" заявил: "Именно отсутствие подобного соглашения (о взаимной выдаче) не позволяет российской стороне рассматривать вопрос о выдаче беглого сотрудника спецслужб, затерявшегося в аэропорту "Шереметьево". Американская сторона, в свою очередь, хоть и заявляет об обратном, также не спешит направлять в Москву официальный запрос о выдаче лишенного паспорта своего гражданина".
По сведениям агентства, американцы не идут на договор о выдаче, ссылаясь на то, что российская Конституция не позволяет выдавать за рубеж своих граждан. "Правда, при этом у США подписан договор о выдаче с Францией, Конституция которой также запрещает выдачу своих граждан", - заметил источник.
В мае прошлого года на встрече генпрокурора РФ Юрия Чайки с министром юстиции - генеральным прокурором США Эриком Холдером российская сторона передала американским партнерам проект соглашения о сотрудничестве. Однако ответа так и не дождалась.
На днях президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия не может выдать Эда Сноудена на том основании, что между двумя странами нет договора о выдаче.
Эквадор ведет переговоры
Эквадор ведет переговоры с Россией о дальнейшей судьбе Сноудена, заявил министр иностранных дел южноамериканской республики Рикардо Патиньо. О чем уже удалось договориться, он не уточнил.
Накануне отец Эдварда Сноудена заявил журналистам, что его сын может вернуться в США, если американские власти выполнят ряд требований. Например, он должен оставаться на свободе до начала судебных слушаний. Во-вторых, он сам выберет место для судебного разбирательства. Наконец, экс-сотрудник ЦРУ откажется давать подписку о неразглашении подробностей судебного дела.