России придется объясняться по Катыни перед Европой Потомкам двух польских офицеров, расстрелянных в рамках "Катынского дела", удалось дойти со своей жалобой до Европейского суда по правам человека в Страсбурге
ВСЕ ФОТО
 
 
 
России придется объясняться по Катыни перед Европой
admin.smolensk.ru
 
 
 
Потомкам двух польских офицеров, расстрелянных в рамках "Катынского дела", удалось дойти со своей жалобой до Европейского суда по правам человека в Страсбурге
katyn.codis.ru
 
 
 
Страсбург официально объявил, что российскому правительству придется объясняться по этому делу
НТВ

Потомкам двух польских офицеров, расстрелянных в рамках "Катынского дела" (СПРАВКА), удалось дойти со своей жалобой до Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Как пишет польская Gazeta Wyborcza, речь идет о сыне офицера Войска Польского Ежи Яновеце, а также внуке другого офицера Антонии Рыбовском.

Страсбург официально объявил, что российскому правительству придется объясняться по этому делу. Это значит, что первый этап рассмотрения жалобы начался. Польские СМИ называют происходящее большим успехом.

Яновец и Рыбовский добивались в российских военных судах доступа к документам, относящимся к их родственникам. Российские суды отказали им в этом, равно как и в признании истцов жертвами преступления.

Как пишет польская газета, потомки офицеров безуспешно боролись с российским правосудием без малого пять лет. В аналогичных процессах задействованы и другие катынские семьи, но юридические основания для жалобы в Страсбург пока получили лишь эти двое. Хотя у людей на руках оказались некоторые документы из концлагерей, никаких материалов, доказывающих причастие НКВД к расстрелу или же результатов вскрытия, им получить не удалось, рассказал председатель федерации семей Катыни Анджей Скапски.

Однако эти документы все же есть в отношении по меньшей мере двух расстрелянных. Это подтверждение от российской военной прокуратуры о том, что офицер Ежи Яновец (отец Ежи Яновца-старшего) и Антоний Навратиль (дед Антония Рыбовскего) были казнены НКВД в Харькове весной 1940 года Тем не менее, российские суды, включая Верховный суд, впоследствии отказались признать их пострадавшими. Более того, оба родственника не могут получить доступ к документу, поскольку суды утверждают, что это гостайна. Также был сделан следующий вывод: если НКВД и совершило какое-либо преступление, то это было обычное преступление, а не геноцид, на который не распространяется срок давности.

Составляя жалобу для суда в Страсбурге, Яновец и Рыбовски указали, что Россия нарушила их права на справедливый суд. В соответствии с Конвенцией по правам человека, страны должны обеспечить защиту жизни и объяснить каждый случай смерти. Особенно если есть подозрение, что преступниками были госслужащие.

История "катынского дела"

Правозащитники считают термин "катынское преступление" собирательным, который обозначает расстрел в апреле-мае 1940 года почти 22 тысяч польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР. По словам активистов правозащитного движения "Мемориал", Катынь - лишь одно из целого ряда мест, где был совершен расстрел польских военнослужащих, именно здесь в 1943 году были впервые обнаружены захоронения расстрелянных офицеров.

Напомним, что впервые документы из спецархива КПСС о Катыни "всплыли" в 1992 году. Тогда президент Борис Ельцин предложил Конституционному суду России приобщить к "делу о КПСС" документы, связанные с массовыми расстрелами польских военнослужащих в 1940 году. Эти материалы были обнаружены в папке N1, которой пользовались только генеральные секретари ЦК КПСС.

Из них следует, что на территории бывшего СССР в различных местах, в том числе у Катыни в Смоленской области, были расстреляны более 20 тысяч польских солдат и офицеров. Эти документы были переданы представителям Польши.

Между тем постановление о прекращении "катынского дела" было вынесено Главной военной прокуратурой 21 сентября 2004 года. Адвокат Ставицкая тогда заявила, что обжалует данное постановление в связи с тем, что ни один из родственников погибших не был признан потерпевшим. 14 октября этого года Московский окружной военный суд (МОВС) признал законным прекращение уголовного дела о расстреле.