Документ составлен весьма жестко: наказание на страну может быть наложено за действие какой-либо компании или даже одного человека, если они "создают международную чрезвычайную ситуацию" По мнению некоторых экспертов, принятие законопроекта может оказаться контрпродуктивным
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Документ составлен весьма жестко: наказание на страну может быть наложено за действие какой-либо компании или даже одного человека, если они "создают международную чрезвычайную ситуацию"
Архив NEWSru.com
 
 
 
По мнению некоторых экспертов, принятие законопроекта может оказаться контрпродуктивным
Архив NEWSru.com
 
 
 
Не менее абсурдной, по мнению НИ, выглядит идея загородиться санкциями от экспансии Китая (это предложил, например, зампред Госдумы Артур Чилингаров)
Архив NEWSru.com

Фракция "Единая Россия" внесла в Госдуму РФ законопроект "О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации", который легализует право президента на введение экономических санкций в отношении других государств. Документ составлен весьма жестко: наказание на страну может быть наложено за действие какой-либо компании или даже одного человека, если они "создают международную чрезвычайную ситуацию", пишет в понедельник газета "Новые известия".

Законопроект появился спустя три недели после того, как Владимир Путин попросил депутатов дать правовое обеспечение экономическим санкциям в отношении Грузии. Документ не только легализует уже введенные санкции (запрет на продажу в РФ грузинского и молдавского алкоголя, латвийских шпрот и других продуктов), но и позволяет существенно расширить область их применения. Поводом объявления экономической войны могут стать не только недружественные действия официальных властей других государств, но и "юридические и физические лица этого государства, а также лица без гражданства, проживающие на территории этого государства". Экономические санкции включают в себя восемь ограничений, а для их введения не потребуется одобрения парламента - все полномочия будет иметь лично президент РФ, отмечает издание.

"Специальными экономическими мерами" могут стать приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической и военной помощи, а также запрещение финансовых операций или введение ограничений на их проведение. Кроме того, возможно изменение экспортных и импортных таможенных пошлин, а также запрещение или ограничение захода в российские порты судов и использования воздушного пространства. Срок действия специальных экономических мер не должен превышать четырех лет, пишет РБК daily.

В документе дано и определение международной чрезвычайной ситуации: это "совокупность обстоятельств, представляющих угрозу здоровью, правам и свободам человека и гражданина и безопасности государства". При этом авторы законопроекта (главы думских комитетов по конституционному законодательству и кредитным организациям Владимир Плигин и Владислав Резник) признают, что дать исчерпывающее определение этого понятия вряд ли возможно. "Последнее слово все равно остается за президентом, именно он дает такую оценку, и здесь нельзя исключить действие субъективного фактора", - сказал Плигин. При этом, по словам Плигина, в законопроекте нет ничего, что противоречило бы международным договорам, подписанным Россией. "Чрезвычайные ситуации нельзя исключить, и необходимо неординарно реагировать на них", - убежден депутат.

По мнению некоторых экспертов, принятие законопроекта может оказаться контрпродуктивным. "Мы торгуем с другими странами не для того, чтобы доставить своим партнерам удовольствие, а потому, что нам это выгодно. Санкции, даже когда они обоснованны, неизбежно бьют и по той стране, которая их вводит", - пояснил НИ зампред комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев. Как оказалось, в рамках этого комитета законопроект даже не обсуждался, хотя и был внесен от его имени. "Зачем понадобился этот закон, если санкции де-факто и так уже действуют, я не очень понимаю, - продолжает Медведев. - Вероятно, государство наметило какие-то новые жертвы. К санкциям в целом я вообще отношусь скептически: даже тогда, когда они морально обоснованны, эффективность их минимальна. Это показывает и многолетняя практика санкций ООН. Скажем, когда страну захватывает какой-то тиран, санкции не мешают ему богатеть, зато приводят к голоду среди мирного населения".

В свою очередь руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что подобный закон даст возможность "играться санкциями по малозначительным поводам". Да и понятие "угроза национальным интересам России" можно истолковать по-разному: есть опасность, что реакция на какую-нибудь незначительную угрозу, например арест российского судна, может быть чрезмерной.

Санкции сегодня применяет не только ООН, но и некоторые государства, правда, в большинстве из них на это требуется согласие правительства или парламента. Однако, как правило, вводят санкции лишь против тех стран, вес которых во внешней торговле несущественен. Так, меры, которые США применяют против стран так называемой "оси зла", могут существенно повлиять на экономику этих стран, но никак не скажутся на американской экономике, которая этого просто не заметит. Если же Россия будет подражать развитым странам, это может привести к существенным проблемам, полагает НИ.

Основной кандидат на санкции, по мнению экспертов, - Прибалтика, которая сегодня является частью ЕС. При этом доля Евросоюза в российской внешней торговле - более 50%, тогда как сама Россия для ЕС "весит" по импорту около 4%, а по экспорту - не более 1%. Не менее абсурдной, по мнению НИ, выглядит идея загородиться санкциями от экспансии Китая (это предложил, например, зампред Госдумы Артур Чилингаров). На Китай приходится около 5,5% российского торгового оборота, в то время как для КНР доля торговли с Россией - 0,8%. Если Россия и может позволить себе с кем-то ссориться, то разве только с некоторыми среднеазиатскими республиками, с которыми у РФ как раз дружественные отношения, заключает издание.