Виктор Бут в тюремных дневниках рассказал, как невольно закончил гражданскую войну в Таиланде "Большие люди", как вспоминает Бут, спрашивали его о связях со свергнутым премьером Таксином Чинаватом, сторонниками которого являются "краснорубашечники"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Виктор Бут в тюремных дневниках рассказал, как невольно закончил гражданскую войну в Таиланде
RTV International
 
 
 
"Большие люди", как вспоминает Бут, спрашивали его о связях со свергнутым премьером Таксином Чинаватом, сторонниками которого являются "краснорубашечники"
www.sportinglife.com
 
 
 
Бут об экстрадиции: "Я был просто товар, посылка, а не человек"
RTV International

Россиянин Виктор Бут, которого американцы обвиняют в международной контрабанде оружия, убежден, что его дело - не криминальное, а политическое. В частности, его экстрадиция из Таиланда в США, как он считает, была сугубо политической операцией - власти этой азиатской страны согласились выдать его, опасаясь подвергнуться жестким санкциям за применение силы против "краснорубашечников" - оппозиционеров, которые весной 2010 года устроили в стране массовые протесты.

Такое мнение он высказывает в собственных рукописных дневниках, которые он ведет в одиночной камере тюрьмы в Нью-Йорке. Отрывки из них опубликовала "Новая газета".

Согласно его записям, в разгар массовых беспорядков в середине апреля, во время Сонгкрана, тайского Нового года, его привели на встречу с "большими людьми" - персональным помощником премьера Абхисита Ветчачивы и парламентарием Саричоком Сопхой. Разговор шел в кабинете тюремного начальника в присутствии директора этого заведения.

"Большие люди", как вспоминает Бут, спрашивали его о связях со свергнутым премьером Таксином Чинаватом, сторонниками которого являются "краснорубашечники". Когда тот ответил, что лично с ним не знаком, то ему показали статью с одного из сайтов Шри-Ланки, в которой говорилось о визите Чинавата в Коломбо в декабре 2004 года и его переговорах с местными властями, а также напомнили об аресте в то же время в Бангкоке самолета "Ил-76" с казахским экипажем, на котором был груз оружия из Северной Кореи.

Представители тайских властей подчеркнули, что, согласно маршруту, этот самолет летел как раз через Коломбо. Они заподозрили, что Чинават планировал тайком разгрузить это оружие в Бангкоке и передать его своим сторонникам "краснорубашечникам". Но Бут, от которого требовали объяснений, как от обвиняемого в торговле оружием, заявил, что ничего об этом не знает.

Потом ему задавали вопросы такого рода: сколько агентов КГБ работает в Бангкоке, почему Москва не арестовала и не выдала Таиланду Чинавата, когда он там был, наконец, как им поймать бывшего премьера. "В общем, разговор был интересный", - заключает Бут.

Далее он рассуждает, "зачем тайскому премьеру посылать своего помощника по кличке Обои (wallpaper, так как он всегда с ним, на фоне, как обои на стенке) к заключенному в тюрьму". По его словам, он понял причину только 20 августа, когда Апелляционный суд Таиланда после длительного разбирательства постановил экстрадировать его в США.

На самом деле решение было принято еще 23 мая, когда Бангкок, как описывает Виктор Бут, "горел после разгона демонстрантов, где армия убила 89 человек".

"Это была самая настоящая гражданская война. 36 зданий были подожжены, все было закрыто на 10 дней. Суды, банки, транспорт были закрыты. Армия ловила красных. Администрация США критиковала правительство Абхисита Ветчачивы за применение силы, грозила санкциями. И тут как по волшебному взмаху палочки все прекратилось. Как раз 23 мая. Видимо, Абхисит использовал этот приговор как "козырь" - США перестают "наезжать", Таиланд "отдаст" Бута", - делает вывод российский бизнесмен.

"Мое дело - это не "криминальное дело" о "заговоре", а всего лишь политическая операция, которой тайские "политики" решили по полной воспользоваться, чтобы не попасть, как Каддафи, под каток санкций Белого дома", - убежден он.

Бут об экстрадиции: "Я был просто товар, посылка, а не человек"

О самом процессе экстрадиции Бут пишет, что это скорее была "экстракция". Из его записей следует, что тайские тюремщики начали "репетировать" выдачу еще накануне вечером, 15 ноября. При этом словно бы невзначай припугнули "блоком казней".

Под предлогом того, что его хотят перевести в "более хороший блок", Бута вместе с вещами перевезли по территории тюрьмы в Бангкоке к свежеотстроенному блоку для смертников и предложили "поселиться" в одной из одиночных камер, расположенных напротив помещений за стеклом, где делают смертельные инъекции.

Бут оставаться там отказался, и, подержав его еще какое-то время снаружи "блока для казней", его вернули обратно, извинившись "за неудобства".

А утром следующего дня, 16 ноября, заключенного опять якобы повели смотреть другой блок, вещи при этом велели не брать - мол, если понравится новая камера, тогда и заберет их. Однако уже по выходе в тюремный двор, забитый полицейскими, спецназовцами и американскими агентами, а также всевозможными машинами, россиянин понял, что его, как он пишет, "продали".

О том, что власти Таиланда решили передать Бута США, ему самому объявили не сразу - только после ряда "унизительных" процедур, включая медосмотр гениталий и ануса и переодевание в выданную американцами ношенную и пропахшую чужим потом одежду. Подтверждение своим догадкам россиянин получил от чиновника тайской прокуратуры.

После этого его заковали в цепи и наручники, надели на него бронежилет и каску, посадили в полицейский джип с американским спецназом и повезли в аэропорт. Непосредственно выдача состоялась в одной из комнат ожидания в VIP-салоне, и заключалась в том, что агенты США расписались "в каком-то документе", которого сам Бут не видел.

"Никаких оснований или решений мне не было зачитано. Я был просто "товар", посылка, а уже не человек", - пишет он.

Как летели в Нью-Йорк: Бута никто не "ломал" - вопреки его же прежним утверждениям

В США Виктора Бута доставили на самолете "одной из тех фирм, которые зарабатывали себе на жизнь, возя арестованных в разных странах, подозреваемых в терроризме, для пыток в Египет, Сирию или секретные тюрьмы в Румынию", как полагает он сам.

В салоне его вновь раздели, обыскали и сфотографировали голым, зачитали права. Но потом американские агенты стали предлагать ему различные "блага" за сотрудничество - например, скостить срок, посадить в "хорошую" тюрьму. Ему внушали, что Россия хотела его ликвидировать (именно поэтому его доставили из камеры на самолет в бронежилете и каске), и предлагали рассказать для начала о его "связях".

Однако, как пишет Бут, он воспользовался правом хранить молчание и больше не проронил ни слова. А попытки разговорить его на этом закончились. (Раньше, напомним, российский генконсул в Нью-Йорке Андрей Юшманов рассказывал со слов Бута, что в самолете его "ломали", в том числе намекали на угрозу жизни его жены и 16-летнего ребенка - прим. NEWSru.com.)

"Меня посадили в кресло, я был в наручниках и кандалах весь полет, только в туалет по нужде отстегивали наручники, и "нянька" стояла в туалете (благо он больше, чем в регулярных самолетах). Предложили ту же еду, что давали и агентам. Я что-то читал, потом попросил наушники и слушал музыку. Полет был долгим. Со сменой экипажа и дозаправкой на Крите - почти 23 часа", - описывает в своих дневниках Бут. (Это ближе к тому, что о том перелете рассказывал источник в США - прим. NEWSru.com.)

Бут описал американскую тюрьму: "Впечатление как от психбольницы"

После приземления на аэродроме деловой авиации в аэропорту Нью-Йорка Бута завели в ангар, где расположен офис таможенно-пограничной службы. Там его опять раздели, "проверили, вдруг что-то "появилось" в анусе. Очень агрессивно и угрожающе: типа, если дернешься, "я всех убиваю, я псих", - пишет заключенный.

Еще раз раздеться и "показать зад", как выражается россиянин, ему пришлось уже в тюрьме - Metropolitan Correctional Center. После этого его одели в оранжевую робу и поместили в одиночную камеру спецблока для особо опасных преступников. Он, по описанию Бута, "представляет собой две обычные камеры, сдвоенные, с двумя дверями с лотками для передачи пищи и надевания наручников; "кровать" из железобетонного основания с 6 узлами для фиксирования наручников и кандалов, стол из пеноблоков, отлитый из бетона, "стул"; блок раковины-унитаза из нержавеющей стали и душа из нержавейки и одну кнопку для воды (только горячей)".

"Был матрас (в чехле из целлофана), дали зубную щетку, мыло, пасту, полотенце, простыню, одеяльце. Стены обшиты железными листами, две камеры наблюдения. Пол цементный, покрашенный серой эмалью. Люминесцентные фонари (3 шт.) в специальных защитных кожухах. Два окна, решетка и сверху на болтах "молочный" (непрозрачный) лист оргстекла. Есть вентиляция", - говорится в дневниках.

"Все перемещения только в наручниках, если в медицинскую часть, то и с цепью на поясе и кандалами. Разговоров никаких, только передают три раза в день еду и водят на посещение адвокатов и с женой на свидание. Впечатление как от психбольницы".

"Кормят три раза в день. Приносят два контейнера из пенопласта: в одном "холодное" (хлеб, растворимые напитки, иногда фрукты или салат), горячее. Питание по-американски "обильное", но фактически нет свежих овощей, салатов, много сладких сиропов, джемов, молока (которое я не пью). Пришлось поначалу просить вегетарианскую диету: я не ем мяса, рыбы. Где-то недели через 2 стали давать такую пищу".

Напомним, российский предприниматель Виктор Бут был арестован в 2008 году в Таиланде. Американские власти обвиняют его в нелегальных поставках оружия в разные страны и поддержке терроризма. В ноябре 2010 года, несмотря на яростные протесты Москвы, Бут был экстрадирован в США, чтобы предстать перед судом. Сам россиянин с самого начала отвергал все обвинения.

В случае вынесения обвинительного приговора 44-летнему бизнесмену грозит от 25 лет тюремного заключения до пожизненного срока. Суд над Бутом назначен на 11 октября.