Премьер-министр Казахстана Имангали Тасмагамбетов, отвечая в четверг в нижней палате парламента на депутатский запрос о формировании зарубежных счетов Казахстана, сказал, что если и существуют какие-то счета, приписываемые главе Казахстана Нурсултану Назарбаеву, "то это сделано с целью опорочить имя президента", передает РИА "Новости".
Президент Казахстана "не имеет за границей ни собственности, ни банковских счетов", заявил Тасмагамбетов.
Слухи о существовании зарубежных счетов высокопоставленных лиц Казахстана распространяются экс-премьером Казахстана Акежаном Кажегельдином, считает действующий премьер. Действия Кажегельдина "не что иное, как попытка дискредитации суверенного Казахстана и его руководителей", подчеркнул он.
В то же время глава правительства Казахстана признал существование особого правительственного валютного фонда. Тасмагамбетов объяснил, что этот фонд дважды спасал Казахстан "от банкротства" и что средства этого фонда использовались для финансирования бюджетных расходов без ведома парламента страны.
По словам премьер-министра, решение о создании фонда было принято президентом без согласования с парламентом, потому что президент не рассчитывал найти поддержку идеи создания стабилизационного фонда у депутатов, сообщает Reuters.
В 2001 году закон о стабилизационном фонде был все же принят, и фонд будущих поколений, официально именуемый Национальным, создан. На сегодняшний день в фонде 1,3 млрд. долларов, а первым взносом в него стали 660 млн. долларов, вырученные от продажи пятипроцентной доли Казахстана в нефтедобывающем предприятии "Тенгизшевройл". По словам Тасмагамбетова, секретный заграничный фонд был основан в 1996 году также на средства от продажи доли в "Тенгизшевройле". Тогда за 20% акций Казахстан получил от американской Mobil (сейчас Exxon-Mobil) около 1 млрд. долларов.
"Одновременный приход такой суммы в экономику страны означал бы риск, и рост инфляции, и обвал курса тенге", - считает Тасмагамбетов. "Тогда президентом было предложено создать Национальный фонд. Тогда, в 1996 году, в той ситуации парламенту было бы сложно принять закон о Национальном фонде. И у главы государства не осталось ничего иного, как принять всю ответственность на себя, - сказал премьер. - Тогда был подписан указ о секретном валютном фонде как резерве правительства на случай экономического кризиса и угрозы безопасности страны".
Он рассказал, что исключительным правом распоряжаться счетами в иностранном банке, на которые перевели деньги фонда, были наделены нацбанк и минфин.
"Ни один цент из этого фонда никем не мог быть израсходован в иных целях, кроме нужд государства", - сказал Тасмагамбетов. Он добавил, что "средства фонда дважды спасли страну от полного банкротства". "В 1997 году долг правительства перед пенсионерами составлял около 36 млрд. тенге, или, по тогдашнему курсу, 480 млн. долларов. Стране реально угрожал социальный распад. Именно тогда нас спас резервный фонд", - привел Тасмагамбетов пример использования средств с секретных счетов.
Второй раз правительство Казахстана прибегло к средствам фонда после экономического кризиса в соседней России - основном торговом партнере страны.
"В 1998 году, когда произошел мировой финансовый кризис и обвалился рубль в России, к осени дефицит бюджета составлял порядка 400 млн. долларов. Тогда снова прибегли к резервному фонду", - сказал Тасмагамбетов.
По его словам, после принятия закона о Национальном фонде в 2001 году власти решили перечислить остаток средств с секретных счетов в Нацфонд. Премьер не уточнил, было ли выполнено это решение и сколько средств оставалось в секретном фонде на тот момент.
Вопросов после выступления премьера депутаты не задавали. Прямо из парламента Тасмагамбетов отправился в плановую поездку на восток Казахстана.