Посетители одного из торговых центров Амстердама на днях стали свидетелями крайне необычной кражи из магазина. Молодой человек стащил что-то с витрины и бросился бежать под аккомпанемент сигнализации - тут как раз ничего экстраординарного. Но ловить его принялись стрелки капитана Франса Баннинга Кока. Те самые, что в середине XVII века стали персонажами знаменитого полотна Рембрандта "Ночной дозор".
Начиналось действо довольно обыденно и даже несколько тревожно - на весь торговый центр заверещала сирена, и покупатели завертели головами, пытаясь понять, что сие за мерзкий звук и не пожарная тревога ли это. А те, кто стали очевидцами непосредственно "кражи", в удивлении уставились на "вора", одетого не по сезону и не по эпохе. На нем были укороченные штанишки, рубаха с широкими рукавами, причудливые туфли, шляпа с пером - иными словами, что-то чересчур раритетное даже для хипстера. Парень промчался по балкону торгового центра, беспокойно оглядываясь, и тут началось.
- Больше драмы: бельгиское ТВ переполошило тихий городок рекламным флэшмобом
С третьего этажа ему на перехват по канатам спускались королевские стражи порядка. Метнувшись прочь, лихо перемахнув через перила и избежав встречи с вооруженными копьями стражниками, "воришка" едва не выскочил прямо под копыта конного отряда. Тем временем со всех сторон в центр торгового комплекса стекались прочие странные личности: девушка в длинном платье с корсетом, карлик в железном шлеме, рыжая курица, всадники с охотничьим орлом.
Загнанный в угол парнишка предпринял последнюю попытку спастись: прыгнув на один из болтавшихся канатов, он соскользнул в середину центральной площади торгового центра - точно в руки стражников, поспешивших увести "воришку" в казематы, надо полагать.
Остальные герои представления в этот момент замерли каждый на своем месте, откуда-то из-под потолка опустилась большущая картинная рама и наблюдавшие за происходящим покупатели почувствовали, что видят перед собой что-то знакомое. Ну точно - он, Рембранд, "Ночной дозор".
На переднем плане расположились капитан Франс Баннинк Кок и лейтенант Виллем ван Рейтенбюрг, позади - мушкетеры, меченосцы, копейщики. Тут же - барабанщик и девушка.
Сноски по краям картины окончательно разрушили иллюзию погружения в глубь веков. Они возвестили, что 13 апреля состоится долгожданное открытие Государственного музея Амстердама (Рейксмюзеум), почти 10 лет не работавшего по причине ремонта. И следовательно, в исторических стенах можно будет увидеть и Рембрандта, и Яна Стена, и других голландских мастеров. Кстати, в день торжественного открытия музея все экспозиции будут работать бесплатно с 12-00 до полуночи по местному времени.
Дневной "Ночной дозор"
"Ночной дозор" (оригинальное название - "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга") был написан Рембрандтом в 1642 году по заказу отряда гражданского ополчения, которое для своего нового здания заказало разным мастерам групповые портреты шести своих рот.
Выполняя заказ, Рембрандт отошел от канонов написания групповых портретов. Во-первых, он отказался от статичной картинки. На его полотне изображен момент, когда капитан Кок отдал приказ о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу. Все в движении: прапорщик разворачивает знамя, собака лает на убегающего мальчика, девушка пытается сбежать прочь. Второй новаторский прием художника заключался в том, что помимо заказчиков дополнил картину новыми персонажами. Например, барабанщик не входил в роту. Есть также предположение, что в одном из второстепенных персонажей художник изобразил себя.
А главная загадка - молодая девушка в светлом. Есть разные версии ее появления. Первая звучит так: светлое пятно нужно было художнику, чтобы сбалансировать светлый камзол лейтенанта - не зря же девушка расположена в месте золотого сечения. Вторая версия: девушка была талисманом роты, недаром она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам, - на поясе висят пистолет и петух, в руке рог для вина. Впрочем, и это третья версия, курица в те времена считалась символом девиц легкого поведения, так что имеется предположение, что Рембрандт попросту изобразил молодую простолюдинку, случайно оказавшуюся в толпе вояк.
За свою уже немалую жизнь картина не раз становилась жертвой чуждых прекрасному людей. Сперва, в XVIII веке, очередные новые владельцы ее обрезали, удалив с левого края двоих персонажей и справа оставив от барабанщика лишь музыкальный инструмент, - иначе полотно (3,6x4,4 метра) не влезало в новое помещение. Затем трижды ее оскверняли вандалы: вырезали кусок холста, наносили удары ножом и даже обливали кислотой.
Что интересно, в середине XX века эксперты убедились, что название "Ночной дозор", закрепившееся за полотном, не вполне верно. Рембрандт описал события, происходившие днем - на это указывают тени, которые искусствоведы сумели разглядеть после реставрации. Тогда только стало понятно, что ошибка закралась по причине того, что в залах Стрелкового общества, где полотно провисело многие годы, оно покрылось копотью. И таким прошло сквозь века, пока не попало в руки реставраторов.