Бывший премьер-министр Израиля, председатель Партии труда ("Авода") Шимон Перес дал эксклюзивное интервью программе "Израиль за неделю" канала RTVi.
"Израиль за неделю":Здравствуйте, г-н Перес.
Шимон Перес: Добрый вечер.
"Израиль за неделю": Шарон остался без коалиции. Но, не получив санкции центра "Ликуда", он не сможет пригласить в правительство вашу партию. Свои дилеммы и в "Аводе": не все в ее руководстве хотят идти во власть. Где же выход?
Шимон Перес: Нужна воля большинства. "Ликуд" должен решить, согласен ли он на формирование правительства национального единства, или же состоятся новые выборы. Я не вижу у активистов "Ликуда" особого желания начинать все сначала: они не заинтересованы в выборах, поскольку не получат на них того числа парламентских мандатов, которым располагают в настоящий момент. И в "Аводе" подавляющее большинство выступает за создание нового коалиционного кабинета: его основной задачей станет вывод поселений из сектора Газа и северной Самарии. Наша цель - возобновить мирный процесс. Народ устал от войны. Сегодня он требует создания механизмов, которые смогут положить конец кровопролитию.
"Израиль за неделю": На этой неделе на заседании ЦК "Аводы", где решался вопрос о дате выборов председателя партии, бывший премьер-министр Эхуд Барак прорвался к микрофону и назвал вас интриганом. Почему Вы смолчали? Может, он прав в том, что в "Аводе" воцарилась нездоровая атмосфера?
Шимон Перес: Атмосферу создают люди. А ведут они себя по-разному. Я всю жизнь стараюсь быть сдержанным с окружающими, никого не оскорблять. А еще я никогда не реагирую на попытки очернить меня.
"Израиль за неделю": Почему Вы выступаете против досрочных выборов? Ведь, по некоторым опросам, "Авода" может увеличить свое представительство в кнессете?
Шимон Перес: В этом вопросе я руководствуюсь не узкопартийными, а государственными интересами. Мы должны четко определить приоритеты страны на 2005 год. Новые выборы означают полное прекращение мирного процесса и конец всем попыткам вывести экономику из кризиса. Пора перестать заниматься партийной возней и повернуться лицом к стране, к народу. А народу, как мне кажется, нужны мир, стабильность и экономическое благополучие. Мы не имеем права ставить благо отдельных партий выше интересов страны в целом.
"Израиль за неделю": В последние годы ни одно правительство в Израиле не может продержаться больше двух лет. В чем причина?
Шимон Перес: Тому есть две причины. Во-первых, появилось много новых партий. Сегодня в кнессете их 12, и решение практически любой глобальной проблемы требует формирования новой коалиции. А верность каждого из коалиционных партнеров стоит денег. Во-вторых, нынче развелось слишком много людей, уверенных, что успех любого дела зависит от конкретной личности. Я же отношусь к числу тех, кто считает, что главное это - идея, курс. Мы - не вожди, мы - слуги народа. Амбициозность и самовозвеличивание противоречат духу демократии и традициям партии, к которой принадлежу я. Мне выпало в течение 18 лет работать бок о бок с Бен-Гурионом. Это немалый срок. За все эти годы я ни разу не слышал от него: "Я - вождь". Чепуха! А еще я четко знал, когда Бен-Гурион употреблял местоимение "я", а когда - "мы". Если случался провал, он винил лишь самого себя. Но когда были успехи, он считал их общими. Там, где есть настоящая демократия, поступают именно так.
"Израиль за неделю": Возможно ли, что в обозримом будущем мелкие секторальные партии исчезнут с политической сцены, и Израиль вернется к двух- или трехпартийной системе?
Шимон Перес: Это было бы лучше всего. Но сегодня большинство в кнессете составляют малые партии, и такое решение будет крайне трудно провести против их воли. А они, естественно, против. Что можно сделать, так это поднять электоральный барьер. В настоящий момент партия, не получающая одного процента голосов избирателей, не проходит в кнессет. Есть попытки поднять эту цифру до двух процентов. Но этого тоже недостаточно. Число партий во власти уменьшится только тогда, когда электоральный барьер повысят до пяти процентов.
"Израиль за неделю": Но в нынешнем кнессете вряд ли кто-то поддержит изменение электорального барьера...
Шимон Перес: Два процента могут поддержать и малые партии, но на большее они не пойдут.
"Израиль за неделю": Вопрос о размежевании. Смерть Арафата делает возможным согласование этого шага с палестинцами. Но хватит ли Абу Мазену влияния и авторитета, чтобы примирить все враждующие группы в палестинской автономии?
Шимон Перес: Прежде всего пусть ему достанет желания. Арафат располагал достаточным влиянием, но не пользовался им. Он предпочитал, чтобы во власти были представлены все: и радикалы, и умеренные. Там были и политики, и террористы. Это была попытка соединить несоединимое. Так не бывает. Те, кто пришел на смену Арафату, - а я хорошо знаю этих людей, поскольку много лет вел с ними переговоры, - не приемлют методов вооруженной борьбы. И делают они это не ради Израиля, а ради палестинцев. Они понимают, что террор наносит им колоссальный ущерб. Это внушает мне надежду на то, что новые лидеры палестинцев положат конец насилию.
"Израиль за неделю": А возможно ли такое развитие событие, о котором Вы говорите, если палестинцы выберут Марвана Баргути?
Шимон Перес: Выбор Баргути будет ошибкой. Он сидит в тюрьме, а страной нельзя управлять из мест заключения.
"Израиль за неделю": А если Баргути все же станет председателем автономии, Израиль не сможет освободить его в рамках какой-то взаимовыгодной сделки?
Шимон Перес: Не думаю. Ведь он отбывает заключение не за политическую деятельность, а за уголовные преступления. Если бы он сидел только за свои взгляды, то его нужно было бы освободить. Но он повинен в убийстве. И этим все сказано.
"Израиль за неделю": Кстати, поговаривают, что Шарон создает под вас специальное Министерство по размежеванию. Барак, помнится, придумал для вас ведомство по региональному развитию. Вас пытаются загнать в клетку. Может, потому что боятся, или же стоит воспринимать это как издевку?
Шимон Перес: Мне ничего не известно о том, что для меня якобы готовится новое назначение. Я уже говорил, что не гонюсь за должностями... Проблема Барака состояла в том, что он никого не слушал. Ни одного из своих министров. С Шароном все по-другому. Мы хорошо понимаем друг друга. Какой бы портфель он мне не предложил, наших добрых отношений это не испортит.
"Израиль за неделю": Вам не важно, какой министерский пост будет у Вас лично. Поговаривают, что при определенных условиях "Авода" согласна войти в правительство вообще без портфелей...
Шимон Перес: Да, такая точка зрения существует. Но окончательное решение примет сама партия. Кстати, нас никто не просил отказаться от министерских постов, кроме, пожалуй, кресла министра иностранных дел. Если это единственное, что мешает формированию правительства национального единства, мы пойдем на эту жертву.
"Израиль за неделю": Вы согласны отказаться от должности министра иностранных дел?
Шимон Перес:Да.
"Израиль за неделю": Если все же будет распределение министерств, на сколько постов вы рассчитываете?
Шимон Перес:Пропорционально числу парламентских мандатов. Это универсальный механизм, принятый всеми. Мы не претендуем на большее, чем то, что есть у других. Нам не нужны привилегии, но и дискриминации мы не потерпим.
"Израиль за неделю": Лидер оппозиции Шимон Перес, большое спасибо.
Шимон Перес:Спасибо. Пользуясь случаем, я хотел бы передать сердечный привет новым репатриантам из бывшего Советского Союза. Их прибытие в страну стало одним из самых значительных достижений Государства Израиль за всю его историю. Их вклад в наши общие успехи поистине огромен. Мы гордимся ими.
"Израиль за неделю": Нас смотрят не только русскоязычные израильтяне, но и вся русская диспора в мире...
Шимон Перес: Я надеюсь, что они не забудут русский, но при этом непременно выучат иврит.
"Израиль за неделю: Спасибо.