Когда стало известно, что орудием убийства бывшего сотрудника ФСБ РФ Александра Литвиненко было радиоактивное вещество – полоний-210, группа британских ученых принялась срочно выяснять, насколько широки были масштабы радиоактивного заражения. Идя по следу Литвиненко, они осмотрели сотни людей и десятки помещений, пишет The Guardian (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)
На данный момент помимо Литвиненко протестировано 733 человека. Из них 716, по мнению специалистов, находятся вне опасности – риск заболеваний, связанных с полонием-210, им не угрожает. 17 человек получили дозу выше средней, но, по оценкам Управления защиты здоровья (УЗЗ), "опасность для их здоровья в долгосрочной перспективе, по-видимому, будет крайне невелика".
Что касается зараженных помещений и прочих мест, то УЗЗ пока не может оглашать подробности, поскольку данные об использовании полония или мероприятиях по его дезактивации могут фигурировать в материалах будущего судебного разбирательства.
Однако сотрудники УЗЗ рассказывают, как радиоактивное заражение выявлялось в других районах и как с ним справлялись. По словам Джен Макклюр, координатора рабочих групп в лаборатории радиационной метрологии в Чилтоне, пока специалисты, одетые в защитные скафандры, собирали вещественные доказательства в местах, интересующих следствие, она с командой шли по радиоактивным следам и проводили начальную дезактивацию в общественных местах типа больниц, номеров и коридоров гостиниц, кабин лифтов, салонах самолетов и на футбольном стадионе.
"С альфа-радиацией (источником которой является полоний-210 – прим. ред.) одна загвоздка: чтобы ее обнаружить, нужно приблизиться к источнику на очень маленькое расстояние – в 2-3 сантиметра – но стоит ее засечь, как сигнал звучит громко и очень отчетливо, – говорит она. – Это означает, что нам в буквальном смысле приходилось ползать по полу, носом рыть землю". "Там, где загрязнение было сильное, мы вызывали специальные команды дезактиваторов, но в основном для очистки было достаточно мокрых тампонов. Потом их надежно запаковывали и уничтожали. Обычно было достаточно простой уборки. Если мы обнаруживали, к примеру, стойкое заражение на поверхности дерева, источник просто покрывали лаком. Кое-где стены покрасили. Краны отвинчивали и уничтожали в соответствии с техникой безопасности", - рассказывает Макклюр.
В общей сложности для разрешения кризиса было задействовано более 3 тыс. сотрудников УЗЗ и других ведомств.
"Это прошло не идеально, – рассказывает профессор Пэт Труп. – Подобное предприятие никогда не проходит гладко. Но мы рады тому, как все прошло, и мы многому научились. Так что, если нечто подобное повторится, мы уже будем к нему готовы".