Интерпол по запросу Душанбе объявил в розыск лидера оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддина Кабири за терроризм
 
 
 
Интерпол по запросу Душанбе объявил в розыск лидера оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддина Кабири за терроризм
www.interpol.int

В списке разыскиваемых преступников на сайте Международной организации уголовной полиции (Интерпол) появилось имя 51-летнего Мухиддина Кабири, лидера Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), запрещенной в Таджикистане как террористическая организация, сообщает таджикское агентство Avesta. Сам Кабири заявил, что "готов ко всякому развитию событий", но не исключил, что международная организация уберет его имя из списка, когда разберется в политической подоплеке обвинений.

На сайте Интерпола отмечается, что Кабири 1965 года рождения разыскивается по запросу властей Таджикистана за "терроризм, организацию преступного сообщества и мошенничество".

О том, что Таджикистан ведет переговоры со странами-членами Интерпола о задержании и выдаче лидера ПИВТ, сообщил в конце июля министр внутренних дел республики Рамазон Рахимзода, но тогда имени Кабири еще не было в списке Интерпола. По словам главы таджикского МИД, в розыске Интерпола находятся 342 гражданина Таджикистана, из них 275 являются членами экстремистских и террористических организаций.

Кабири: Таджикистан - лидер по международному розыску собственных граждан

Кабири, комментируя факт появления своего имени в списке, заявил агентству "Фергана": "Таджикистан является мировым лидером по поиску своих граждан по линии Интерпола в соотношении с количеством населения. Даже стомиллионные государства не имеют столько "международных преступников", как восьмимиллионный Таджикистан. Но таджикские власти никого еще не получали по линии Интерпола, кроме как из бывших республик Союза, на основе двусторонних или региональных соглашений".

"Уже год власти добиваются, чтобы я был в различных списках, не имел возможность передвигаться, участвовать в различных мероприятиях и проводить встречи. Кроме Интерпола, еще более усиленная работа идет с определенными государствами. Особенно с государствами, близкими по духу нашему режиму", - добавил Кабири, но отметил, что иногда "даже более демократичные государства также идут на поводу, исходя из своих собственных интересов".

"Международный Интерпол является межправительственной структурой и там особо не разбираются в тонкостях и деталях каждой ситуации. Она обязана реагировать на любой запрос, исходящий из государств-членов. Немало политиков-оппозиционеров из Центральной Азии, в том числе из Таджикистана, тоже были в списке Интерпола, но после более тщательного изучения ситуации сама организация обычно снимает фамилии. Несмотря на воскресенье, уже несколько международных правозащитных организаций и адвокаты с опытом работы с Интерполом заявили о поддержке меня, за что я им благодарен", - отметил лидер ПИВТ. "Но я готов ко всякому развитию событий", - добавил он.

Говоря о республиках бывшего СССР, которые будут выдавать Таджикистану его граждан, Кабири имел в виду и Россию, которая в июне задержала и передала братьев Мирзо и Каноата Мукаммиловых, подозреваемых в сотрудничестве с группировкой бывшего заместителя министра обороны республики мятежного генерала Абдухалима Назарзоды (Ходжи Халим). Лидеры партии были обвинены в подготовке и финансировании вооруженного переворота генерала Назарзоды.

Партия исламского возрождения хотела сменить название, чтобы не ассоциироваться с исламистами, но не успела

В начале июня в Таджикистане процесс над сторонниками ПИВТ. 2 июня Верховный суд Таджикистана вынес приговоры троим приближенным Кабири: по одному году лишения свободы получили двоюродный брат Кабири Джамшед Нарзуллоев, брат супруги лидера ПИВТ Махмадулло Рахматуллоев и водитель Кабири, также являющийся родственником его супруги, Хикмат Сайфов. Все они осуждены за несообщение о готовящемся преступлении.

В тот же день верховный суд Таджикистана приговорил к пожизненным срокам заключения заместителей Кабири - Саидумара Хусайни и Махмадали Хаита, еще 14 членов высшего политического совета объединения были обвинены в терроризме, экстремизме, попытке государственного переворота, свержении конституционного строя и убийствах и лишены свободы на срок от двух до 23 лет.

Все подсудимые были задержаны в сентябре 2015 года - после завершения операции по поимке Назарзоды, который был обвинен в подготовке государственного переворота. Назарзода якобы состоял в партии, и из-за этого ПИВТ была признана экстремистской и официально запрещена в Таджикистане, а ее членов начали арестовывать. В самой ПИВТ членство в партии Назарзоды отрицали.

Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири, который с марта 2015 года находится за границей, комментируя приговор сайту "Настоящее время", назвал приговор членам партии делом политическим - попыткой президента Эмомали Рахмона избавиться от жизнеспособной и способной противостоять правящему режиму оппозиции, а также объяснил, что партия не является радикально-исламистской и террористической, как это пытаются представить власти Таджикистана.

Он заявил, что будет продолжать работу, отметив, что "в истории было немало случаев, когда политические движения и партии, находясь за границей, в эмиграции, перестраивались и продолжали свою борьбу, и добивались своего". В его планах - сменить название партии. "На сегодняшний день действительно очень сложно работать под лозунгами и названием "Исламская партия", потому что весь мир сфокусировался на борьбе с так называемым исламским терроризмом", - пояснил Кабири.

По его словам, правительство Таджикистана, которым выгодно представлять оппозицию как исламистов, начало суд как раз перед запланированным съездом партии, где должен был решиться вопрос о смене названия, однако "правительство Таджикистана начало форсировать события", как полагает Кабири, "чтобы не допустить реформы партии". "Им было выгодно иметь в Таджикистане более радикальную оппозицию", - считает лидер ПИВТ.

"Мы - национальная партия, которая базируется на национальных общечеловеческих религиозных ценностях", - подчеркнул Кабири.

В сентябре 2015 года Верховный суд Таджикистана удовлетворил иск генерального прокурора о признании Партии исламского возрождения террористической и запретил ее деятельность на территории республики. Согласно решению суда, в Таджикистане были запрещены выпуск партийной газета "Наджот", распространение видео, аудиопродукции, литературы и листовок партии, заблокирован партийный сайт. По решению суда также в страну запрещен ввоз любых материалов, касающихся деятельности партии.