Правительство Латвии приняло во вторник решение о передаче пограничного договора между Латвией и Россией на рассмотрение конституционному суду страны Президент телеканала RTVi Игорь Малашенко с президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейберга
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Правительство Латвии приняло во вторник решение о передаче пограничного договора между Латвией и Россией на рассмотрение конституционному суду страны
Архив NEWSru.com
 
 
 
Президент телеканала RTVi Игорь Малашенко с президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейберга
RTV International
 
 
 
Согласно конституции, границу государства можно изменить только в результате всенародного референдума
Архив NEWSru.com

Правительство Латвии приняло во вторник решение о передаче пограничного договора между Латвией и Россией на рассмотрение в конституционный суд страны. Об этом РИА "Новости" сообщили во вторник в пресс-службе правительства Латвии.

Суд должен выяснить, соответствует ли договор конституции республики. На таком анализе настояли премьер-министр Латвии Айгар Калвитис и министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс.

Телеканал RTVi в ближайшую субботу 11 июня покажет беседу президента телеканала Игоря Малашенко с президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейберга. Сегодня NEWSru.com публикует часть интервью, посвященную территориальным проблемам между Россией и Латвией. А целиком текст беседы можно будет прочитать после выхода передачи в эфир.

Игорь Малашенко: При взгляде на латвийско-российские отношения иногда трудно понять, почему в них столько напряженности. К примеру, недавно президент Путин говорил о территориальных претензиях Латвии к России. Путин использовал не очень дипломатичное русское выражение, сказав, что Латвия "не Пыталовский район получит, а от мертвого осла уши". Я надеюсь, вы скажете нашим зрителям, существуют такие претензии или нет?

Bайра Вике-Фрейберга: Я считаю его высказывание очень оскорбительным.

И.М.: Целый ряд ваших высказываний об отношениях с Россией были замечены и, по-моему, подействовали раздражающе на президента Путина. Как вы думаете, это создало порочный круг в двусторонних отношениях?

B.B.-Ф.: Я не понимаю, почему. Единственное, что из сказанного мной могло вызвать раздражение президента Путина, это слова о том, что Латвия была оккупирована, а не освобождена. Но это как раз исторический факт.

И.М.: Не могли бы вы всё же объяснить нашим зрителям, есть ли у Латвии территориальные претензии к России или нет?

B.B.-Ф.: Ну, вам надо спросить юристов, потому что у нас в Латвии разные интерпретации этой ситуации. Проще говоря, территория, которая сейчас называется Пыталово, или по-латышски Абрене, была частью Латвии после Первой Мировой войны. По мирному договору с Россией 1920 года она отходила к Латвии. В 1945 году Сталин взял карандаш, нарисовал линию на карте и сказал, что эта территория теперь принадлежит России. И когда Латвия вновь обрела независимость и получила возможность провести границу теперь уже с Российской Федерацией, Россия настояла на сохранении границы там, где ее провел Сталин, а не там, где она проходила по мирному договору 1920 года.

И.М.: Так какую же интерпретацию поддерживаете вы?

B.B.-Ф.: Интерпретацию латвийского парламента, подготовившего 7 лет назад договор с Россией: мы принимаем статус-кво, существовавший на момент обретения нами независимости. Видя нежелание России вернуться к границам в соответствии с мирным договором 1920 года, Латвия выбрала сценарий, позволяющий вернуть себе десятых страны. Теперь, когда пришло время его ратифицировать, некоторые в нашем парламенте говорят: "вы не можете этого сделать, это против нашей конституции". В нашей конституции сказано, что территория страны определяется мирным договором 1920 года. Необходим юридический документ, в котором говорилось бы, что целостности латвийского государства ничего не угрожает. Тогда мы признаем статус-кво и границу 1945 года. Это, скажем, юридическое осложнение, на практике Латвия не требует возвращения этой территории, Россия может пользоваться ею.



Согласно конституции, границу государства можно изменить только в результате всенародного референдума. "Если территория будет передана России на правах межправительственного договора, то это может нарушить конституцию Латвии", - заявил накануне премьер-министр Латвии Айгар Калвитис в интервью Латвийскому радио.

Для того чтобы избежать проблем с конституционным судом, правительство Латвии приложило к договору одностороннюю "разъясняющую декларацию" - в ней сохранялись ссылки на нормы, согласно которым Латвия в любой момент могла предъявить территориальные претензии России.

Декларация подверглась резкой критике МИД России, и из-за нее был сорван процесс подписания договора, который планировалось завершить 10 мая в Москве.

Гораздо более конкретно выразился по поводу территориальных претензий Латвии президент РФ Владимир Путин. 23 мая на встрече с коллективом газеты "Комсомольская правда" российский лидер, коснувшись выдвигаемых Латвией территориальных претензий, заявил: "Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши".

Между тем, во вторник стало известно, что парламент другой прибалтийской страны - Эстонии - не намерен принимать никаких дополнительных деклараций к договорам о границах с Россией и в среду приступит к первому чтению этих документов. Как сообщил РИА "Новости" депутат эстонского парламента, член комиссии по иностранным делам Сергей Иванов, во вторник состоялось заседание комиссии, на котором депутаты обсудили и одобрили законопроект договоров о границах с Россией. Они пришли к мнению, что он не нуждается в каких-либо дополнительных декларациях.

"Комиссия не поддержала предложение представителей партии "Союз Отечества" о том, что в преамбуле договора должно быть также отмечено, что заключение договоров о границе не отменяет факта оккупации и аннексии Эстонии с 1940 по 1991 год", - сказал Иванов. Он отметил, что правительство и правящая коалиция Эстонии заняли прагматичную позицию в отношении договоров о границе и намерены развивать добрососедские и взаимовыгодные отношения с Россией.