Россия и США готовятся к президентским выборам, и в этих условиях напряженность между двумя странами нарастает. Главным пунктом разногласий являются американские планы создания системы противоракетной обороны в Европе Александер С. Кекуле пишет, что нынешняя программа "Поэтапный адаптивный подход", принятая президентом Бараком Обамой, является не более чем "третьим эпизодом научно-фантастической авантюры"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Россия и США готовятся к президентским выборам, и в этих условиях напряженность между двумя странами нарастает. Главным пунктом разногласий являются американские планы создания системы противоракетной обороны в Европе
Russia Today
 
 
 
Александер С. Кекуле пишет, что нынешняя программа "Поэтапный адаптивный подход", принятая президентом Бараком Обамой, является не более чем "третьим эпизодом научно-фантастической авантюры"
MDA
 
 
 
Программа предполагает сооружение оборонного щита из более чем 500 "стандартных ракет", напоминает немецкий ученый. Оно должно происходить поэтапно, с адаптацией к технологическому развитию потенциальных агрессоров
MDA

Россия и США готовятся к президентским выборам, и в этих условиях напряженность между двумя странами нарастает. Главным пунктом разногласий являются американские планы создания системы противоракетной обороны в Европе. Это заставляет аналитиков задуматься, дойдет ли напряженность до крайнего предела - на днях в перспективах попыталась разобраться, к примеру, американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor, с материалом которой знакомит проект "inoСМИ.ru".

Премьер и наиболее вероятный будущий президент России Владимир Путин по-прежнему убежден, что система ЕвроПРО направлена против России - об этом он сам заявил в документальном фильме "Холодная политика", который неделю назад показал Первый канал. Напомнив, что никаких гарантий, "даже письменных", США и НАТО давать не хотят, главный кандидат на выборах заключил: "Мне кажется, что наши партнеры не хотят союзников, они хотят вассалов. Они хотят управлять. Россия так не работает".

В МИДе в Москве, в свою очередь, заявляют: выход на договоренности в сфере ПРО невозможен без убедительных гарантий ненаправленности системы против России. Пока же из-за нежелания США "положение дел удручающее", сказал директор Департамента по вопросам безопасности и разоружения Михаил Ульянов, интервью с которым в четверг публикует "Интерфакс".

- Немецкий эксперт резко раскритиковал ЕвроПРО: совершенно бессмысленна и политически опасна

"Речь идет о принципиальных вопросах нашей национальной безопасности, поэтому голословные заявления функционеров НАТО или даже лидеров западных государств нас не устраивают. Все это мы уже проходили в начале 1990-х годов", - подчеркнул дипломат.

Он напомнил, что решения, принятые в 2010 году на Лиссабонском саммите Совета Россия-НАТО, открывали уникальные возможности для продуктивного взаимодействия на противоракетном направлении и могли обеспечить подлинный прорыв в двустороннем партнерстве. "К сожалению, эти ожидания не оправдались - ощутимых результатов такой диалог не принес, а по некоторым, причем наиболее важным, аспектам он просто зашел в тупик", - констатировал Ульянов.

По его словам, на данный момент ясно одно - "западные партнеры все еще не готовы к равноправному стратегическому сотрудничеству в столь чувствительной сфере и почему-то считают, что Россия может довольствоваться ролью младшего партнера, готового послушно следовать в фарватере решений, вырабатываемых другими без его участия".

В то же время, по словам представителя внешнеполитического ведомства, Россия не отказывается от продолжения диалога, и "возможности найти общий язык еще не исчерпаны", а время пока терпит. Он сказал, что Россия в самом ближайшем будущем не планирует дополнительных мер в ответ на ЕвроПРО, включая размещение новейших ракетных комплексов "Искандер" в Калининградской области.

Однако "если тех мер, которые уже объявлены президентом и находятся в стадии реализации, окажется недостаточно, Российская Федерация разместит на западе и юге страны современные ударные системы вооружений, включая "Искандер" в Калининградском особом районе", подчеркнул дипломат. Все будет зависеть от развития ситуации, просчитать которое сейчас затруднительно, а гадать о сроках было бы безответственно.

Рогозин после Мюнхена: "Сенсации не состоялось"

В этих условиях в минувшие выходные прошла Мюнхенская конференция по безопасности, в рамках которой Россия и США надеялись найти "компромиссный вариант решения проблемы" противоракетной обороны. Однако результаты оказались далеки от ожиданий - это емко выразил в своем микроблоге в Twitter постпред России при НАТО и вице-премьер по вопросам военно-промышленного комплекса Дмитрий Рогозин.

"НАТО продолжит реализацию плана по созданию системы ЕвроПРО. Обещанной сенсации по компромиссу в Мюнхене не состоялось", - написал он в день окончания конференции, 5 февраля. В следующем сообщении Рогозин процитировал генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена: "Мы продолжим развивать систему ПРО, поскольку мы чувствуем огромную ответственность за защиту населения от ракетной угрозы".

"Что ж, мы тоже чувствуем ответственность за защиту нашего населения от вашей ракетной угрозы и создадим надежную Воздушно-космическую оборону", - заключил постпред РФ при НАТО.

Немецкий эксперт резко раскритиковал ЕвроПРО: совершенно бессмысленна и политически опасна

Между тем может оказаться, что Россия спорит и ссорится с Америкой и НАТО "на пустом месте", дает понять немецкая Tagesspiegel. В среду по следам Мюнхенской конференции она опубликовала статью директора Института биологической безопасности в Халле, который подверг противоракетную систему США откровенной насмешке.

Александер С. Кекуле пишет, что нынешняя программа "Поэтапный адаптивный подход", принятая президентом Бараком Обамой, является не более чем "третьим эпизодом научно-фантастической авантюры", совершенно бессмысленна и более всего похожа на утопический эпизод звездных войн, в связи с чем вспоминает одноименную художественную киноэпопею Джорджа Лукаса. А с политической точки зрения программа и вовсе опасна, подчеркивает автор, чей материал пересказывает InoPressa.

Программа предполагает сооружение оборонного щита из более чем 500 "стандартных ракет", напоминает немецкий ученый. Оно должно происходить поэтапно, с адаптацией к технологическому развитию потенциальных агрессоров. До 2018 года должны быть созданы две наземные базы в Европе и 43 системы морского базирования, в первую очередь для перехватывания ракет средней дальности из Ирана.

"Однако технические проблемы остались нерешенными и в третьей редакции программы ПРО", - говорит он. Например, не существует эффективного метода противоборства ядерным ракетам, запускаемым вместе с роем ловушек.

Кроме того, продолжает эксперт, современные ракеты SM-3 Block I слишком медленны, чтобы перехватить баллистические ракеты средней дальности за короткий период времени между выявлением пуска и встречей ракеты с целью. "Согласно исследованию Федерации американских ученых, опубликованному в сентябре, на данный момент ни одно испытание перехватов в условиях, приближенных к практике, не увенчалось успехом", - сообщается в статье.

Автор объясняет, в чем заключается опасность. "Поскольку ракеты SM-3 Block I, установка которых намечена на 2018 год, могут сбивать и межконтинентальные ракеты, Россия и Китай яростно возражают против программы", - пишет он. Кекуле не исключает, что недавнее вето Москвы и Пекина в СБ ООН против проекта резолюции по Сирии, которое соседи этой страны составили совместно со странами Запада во главе с США, стало частью расплаты НАТО за планы ЕвроПРО.

Глава Института в Халле отмечает, что американские планы были сомнительны с самого начала, еще со времен Рональда Рейгана, который в 1983 году запустил Стратегическую оборонную инициативу. "Утопию" развил Джордж Буш - младший: система ПРО США включала в себя установку тяжелых оборонных ракет в Польше для противодействия ядерной атаке с Востока.

В сентябре 2009 года новый президент США Барак Обама снял с репертуара ракетный спектакль, заявив, что технические проблемы непреодолимы, а расходы слишком высоки, говорится в статье. Россия обрадовалась и в апреле 2010 года подписала новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Однако одновременно Обама объявил о создании новой ракетной программы, которая представляется не менее утопической, однако это не помешало российско-американским отношениям на этом направлении зайти в тупик.