Историки опровергли расхожий миф о том, что жители древней Спарты сбрасывали слабых и болезненных младенцев со скалы. Археологические раскопки, проведенные в районе ущелья, где, по легенде, убивали детей, позволили очистить древних лакедемонян от страшных обвинений, передает AFP. В действительности на этом месте казнили пленных и преступников.
Потратив пять лет на анализ человеческих останков, извлеченных из ущелья "апофеты", ученые обнаружили, что среди умерших - юноши и взрослые мужчины в возрасте от 18 до 35 лет. О результатах исследования агентству рассказал сотрудник факультета медицинской антропологии Афинского университета Теодорос Пициос.
"Кости в этом районе имелись, однако среди них не было останков новорожденных", показывают находки, сделанные учеными у подножия хребта Тайгета недалеко от современной Спарты, рассказал Пициос. По мнению ученого, рассказы о детоубийствах, практиковавшихся жестокими спартанцами, - миф.
Древний историк Плутарх, имевший склонность из всего извлекать мораль, писал, что спартанцы настолько суровы, что губят собственных детей, если по здоровью новорожденного видно, что из него не вырастет крепкие воин. Плутарх оказался одним из тех, кто способствовал распространению легенды в первом веке нашей эры.
Найденные кости датируются примерно VI-V вв. до н.э., сообщают археологи, и принадлежат 46 мужчинам. Согласно древним источникам, в данное ущелье спартанцы сбрасывали пленников, предателей и преступников.
В ходе второй войны Спарты с Мессенией спартанцы захватили мессенского героя Аристомена и 50 его воинов, которых сбросили именно в это ущелье, рассказал ученый. Вероятнее всего, профессор ошибся: по данным античных историков, Аристомен трижды попадал в плен к спартанцам, однако всякий раз чудесным образом спасался. Умер он вдали от Спарты - на острове Родос.
Спарта - один из известнейших полисов, городов-государств, Древней Греции, расположенный в Лаконии. Жизнь в Спарте была организована по законам правителя Ликурга: мужчины не занимались хозяйством, получая все необходимое от подчиненных им рабов-илотов, а все свое время посвящали совершенствованию в военном искусстве.