Украинский экипаж сухогруза Ariana, захваченного пиратами в мае 2009 года и освобожденного спустя восемь месяцев, рассказал о своих злоключениях газете "Сегодня" Пленные моряки, по собственным словам, замышляли бунт на борту и гнали самогон, а пираты тем временем учились говорить по-русски и даже смотрели русские фильмы
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Украинский экипаж сухогруза Ariana, захваченного пиратами в мае 2009 года и освобожденного спустя восемь месяцев, рассказал о своих злоключениях газете "Сегодня"
Сегодня.ua
 
 
 
Пленные моряки, по собственным словам, замышляли бунт на борту и гнали самогон, а пираты тем временем учились говорить по-русски и даже смотрели русские фильмы
Сегодня.ua
 
 
 
Пленники ступили на родную землю 6 января. В одесском аэропорту их встречали родные и близкие
Сегодня.ua

Украинский экипаж сухогруза Ariana, захваченного пиратами в мае 2009 года и освобожденного спустя восемь месяцев, рассказал о своих злоключениях газете "Сегодня". Пленные моряки, по собственным словам, замышляли бунт на борту и гнали самогон, а пираты тем временем учились говорить по-русски и даже смотрели русские фильмы, цитирует рассказ NEWSru.ua.

Капитан судна Геннадий Воронов и старший механик Владимир Стрешный, как оказалось, предчувствовали недоброе. "1 мая стармех заявил: "Молитесь. Впереди пираты". И рассказал, что идут многочисленные захваты судов в Аденском заливе", - вспоминает второй помощник капитана Сергей Лупачев.

- Пиратам была известна численность экипажа
- Капитана и стармеха били за пассивное сопротивление, судовладелец торговался
- Пираты носили женское белье и смотрели русские фильмы
- При получении пиратами выкупа моряки испугались за свою жизнь

Опасения подтвердились на следующий же день, 2 мая 2009 года. "На нас напали девять человек. Сомалийцы догнали "Ариану" на двух скоростных катерах, оснащенных мощными японскими моторами. Перевес в скорости был громадный - мы шли максимум 11 узлов, а они - 20. На судне была объявлена тревога, капитан начал маневрировать, пытаясь не подпустить катера к судну. Но это не помогло", - констатирует вахтенный матрос Юрий Васильченко.

Один из пиратов попытался забросить с кормы небольшой трап с крюками, но с первого раза у него это не получилось. Команда сопротивлялась захвату как могла. "Старпом выскочил на палубу и стал отстреливаться судовой пиротехникой - ракетницами и линеметом (устройство для подачи каната на расстоянии). Мы подали сигнал тревоги, а капитан нажал секретную кнопку, которая сигнализирует судовладельцу о том, что судно захвачено пиратами", - рассказывает Лупачев. Но сопротивление оказалось тщетным, стоило сомалийцам сделать несколько выстрелов из гранатомета и автоматов.

Взобравшись на судно, пираты построили команду на палубе и принялись уточнять количество моряков. По словам второго механика Андрея Муругова, экипаж хотел спрятать от бандитов двух женщин - кока Ларису Салынскую и дневальную Наталью Лось. Однако вскоре стало понятно: их все равно найдут. Пришлось вывести женщин на палубу.

Пиратам была известна численность экипажа

"Их предводитель сразу заявил, что нас 24, и потребовал предъявить всех членов экипажа", - вспоминают моряки. После построения большую часть команды загнали в пустующую просторную каюту судовладельца. "Второго механика и меня закрыли в машинном отделении, чтобы мы могли поддерживать судно на ходу", - говорит третий механик Александр Лупачев. Наталью и Ларису с мужем - штурманом Константином Крупским - поселили в отдельную каюту. Там они пробыли все восемь месяцев. Сразу после захвата моряки стали планировать освобождение. На это больше других подбивал Константин Крупский, жена которого была в положении. (Впоследствии она пережила выкидыш). Но моряки не решились добиваться освобождения самостоятельно - они опасались за женщин, которые могли стать жертвами перестрелки.

Моряки решили ограничиться пассивным сопротивлением - обесточили судно и заявили пиратам, что закончилось топливо. Тогда бандиты выгнали весь экипаж на палубу и сказали, что все будут жить здесь под палящим солнцем. Так что команда вынуждена была восстановить электроснабжение. За 223 дня плена морякам пришлось пережить регулярное физическое насилие, голод и постоянный страх за свои жизни. Уже в течение месяца после захвата начали поступать сообщения о пытках, которым подвергались заложники.

Капитана и стармеха били за пассивное сопротивление, судовладелец торговался

В первые дни пираты "воспитывали" экипаж прикладами. "Капитана избивали до полусмерти, а старпома однажды забили так, что ему пришлось почти неделю отлеживаться в отдельной каюте", - с ужасом вспоминает Васильченко. Так пираты мстили за обесточенное судно и добивались от капитана и механика покорности.

К концу июня, по словам штурмана Сергея Лупачева, пираты поняли, что желаемой суммы они от грека-судовладельца не получат. "Сначала они требовали 10 миллионов, потом согласились на семь. Однако судовладелец предлагал только 820 тысяч долларов. Поэтому Мохаммед (вожак банды) решил превратить "Ариану" в плавучую базу пиратов и с нее захватывать другие суда, - рассказывает Сергей Лупачев. - 28 июня он приказал экипажу готовиться к выходу в океан. Мы тогда стояли на рейде у городка Хобьо". Бандиты привезли на "Ариану" боеприпасы и бочки с горючим. Прибыла и подмога - еще десяток-полтора пиратов, вооруженных до зубов. Один из новоприбывших похвастался, что участвовал в захвате судна Faina.

Напомним, судно Faina с грузом военной техники и боеприпасов было захвачено сомалийскими пиратами 25 сентября 2008 года. Кроме 17 украинцев, в команде сухогруза находились латыш и три россиянина, один из которых - 48-летний капитан - умер от сердечного приступа 5 февраля пираты, получив 3,2 млн долларов выкупа, покинули судно. При этом один из освобожденных членов экипажа Ariana сказал, что кто-то из моряков захваченного пиратами судна Faina остался в сомалийском плену.

"О "Фаине" разговор был, но никто у пиратов не оставался, - опроверг слух шеф пресс-центра Службы внешней разведки Александр Скрыпник. - Капитан Владимир Колобков скончался сразу после захвата, но его тело находилось на борту, а после освобождения было предано земле в Петербурге". Старпом Faina Виктор Никольский отнесся к сообщению как к курьезу, предположив, что сказать так "мог человек, у которого от пережитого сорвало крышу".

В первых числах июля сомалийцы заставили капитана повести судно в океан. "Мохаммед пообещал, мол, если он с нашей помощью захватит в плен другое судно, то тут же отпустит нас "всего" за один миллион. Но на расстоянии 70 миль от Хобьо к нам "на хвост" сел военный корабль НАТО, оттуда приказали поворачивать обратно. Так мы и вернулись".

Пираты носили женское белье и смотрели русские фильмы

Уже к середине лета вода продовольствие и топливо на судне закончились. Пираты кормили экипаж судна своими продуктами, которые привозили с берега. Иногда сомалийцы проявляли невиданную щедрость и подкармливали двоих пленниц - Салынскую и Лось - сухим молоком.

Моряки, запертые в каюте судовладельца, поначалу травили анекдоты и играли в карты - в дурака, покер - кто во что умел, лишь бы хоть как-то заполнить время. Вскоре им разрешили принести в каюту телевизор с DVD-плеером и десяток дисков с фильмами. Также моряки смастерили из хлеба нарды. Не обошлось и без "запретных" удовольствий. По признанию одного из членов экипажа, пару раз из "подручных припасов" экипаж варил слабоалкогольную бражку. "Впрочем, браги для достижения нужной "кондиции" нам все равно не хватало. Поэтому варить ее перестали, чтобы не переводить продукты", - улыбается моряк.

Самым страшным испытанием, по словам третьего механика Александра Лупачева, стала заправка судового двигателя близ Хобьо: "В танках (емкостях для топлива) осталось совсем мало горючего. Поэтому мотористам приходилось спускаться на дно танков и выгребать ведрами топливо. Делать это категорически запрещается, можно вдохнуть ядовитый газ и умереть. Но пираты ничего не хотели слышать, поэтому мы зажимали в зубах шланги и дышали через них, работая на дне резервуаров".

К началу августа пираты продолжали настаивать на сумме выкупа в три миллиона. Но судовладелец Минос Спирос готов был лишь на 820 тысяч долларов. В связи с этим паек морякам был резко ограничен, пираты стали угрожать украинцам, что продадут их в рабство.

Сразу после захвата судна экипаж был ограблен - пираты надели одежду моряков. По мнению моряков, злодеи выглядели "голодными оборванцами". Одетые в обтрепанный камуфляж и подпоясанные обрывками веревочек, бандиты все 8 месяцев рыскали по сухогрузу в поисках добычи, вскрывая потолки и переборки на судне. Разницы между женской и мужской одеждой не делали – надевали все, начиная от грязных рабочих шорт, до женского нижнего белья. Главным трофеем для бандитов были деньги, но, обнаружив украинские гривны, пираты равнодушно выбрасывали их на пол. После захвата на судно высадился дополнительный пиратский десант, до 17 человек. Они по очереди охраняли пленников.

Отдыхали пираты своеобразно. "Иногда напоминали коров - пропускали между зубов веточки с листиками. Из-за постоянного обгладывания веток чата зубов у них просто нет - одни пеньки черные, - поделился третий механик Александр Лупачев. - Они клянчили у нас диски с фильмами. Особенно ленты о войне. Диск с сериалом "Штрафбат" засмотрели до дыр! Своего предводителя Мохаммеда пираты боялись до колик. Однажды не поделили мешок чата и стали ругаться, наставляя друг на друга "калаши". А при появлении Мухаммеда стали вести себя как нашкодившие школьники. Тот выразительно показал им ствол автомата, и спор закончился".

Кроме вожака, никто из пиратов английским не владел, но к концу плена многие сомалийцы уже говорили "спасибо" и "хорошо". Большая часть экипажа от пиратов не пострадала, кроме капитана Геннадия Воронова и стармеха Владимира Стрешного. Их пираты били почти каждый день, а однажды связали капитана и продержали его на палубе пять часов. Так пираты добивались ускорения выкупа и постановки сухогруза "на ход".

Однажды моряка с Ariana помогли испанские моряки, которые сами только освободились из пиратского плена. Они по требованию сомалийцев доставили украинцам немного воды, витаминов и пять огромных тунцов, которые стали настоящим праздником для пленников. К слову, именно капитан "испанца" увидел на палубе Наталью Лось и принял ее за 12-летнюю девочку . Испанский капитан рассказывал, что "ее мать умоляла меня взять девочку с собой".

При получении пиратами выкупа моряки испугались за свою жизнь

Последним стрессом, по словам механика Андрея Муругова, стала передача выкупа: "10 декабря нас вывели на палубу и заставили расставить руки в стороны, чтобы можно было увидеть и пересчитать с высоты. А потом с самолета упал красный цилиндр, который раскололся о воду. Пираты подплыли к нему на лодке, подобрали, но еще минут 20 не возвращались. А когда поднялись на борт, начали возмущаться, что не нашли денег! И тут нам стало по-настоящему страшно, ведь они могли в ярости нас всех перестрелять. Но деньги все-таки нашлись - во внутренней поверхности цилиндра".

Сутки бандиты считали и делили выкуп, и только тогда покинули "Ариану". Через полчаса на борт с вертолета высадились натовские военные, которые обыскали судно на предмет взрывчатки. Вскоре доставили продовольствие и медикаменты. Через несколько дней к "Ариане" подошел бункеровщик. Одновременно с топливом на "Ариану" прибыли и частные охранники. Когда Ariana уже подходила к Оману, охрана избавилась от своих автоматов, бросив их за борт. Иначе в султанате им грозил бы немалый тюремный срок.

Пленники ступили на родную землю 6 января. В одесском аэропорту их встречали родные и близкие. Кроме них в здании толпились многочисленные чиновники из Секретариата президента, МИД и обладминистрации. У трапа моряков встречал одесский губернатор Николай Сердюк. Отметим, что не так давно моряки все же жаловались на чиновников, в частности на главу государства, который не выполнил обещание и не помог украинцам с возвращением на родину.

Инспектор компании "Укркрюинг" Ирина Дегтяр заверила, что моряки получат компенсации: "Судовладелец выплатит всем по 1000 долларов за каждый месяц плена - всего по 8 тысяч долларов. Моряки уже получили деньги за вещи, украденные пиратами. Получат и зарплаты за весь период".