Бывший гражданин Северной Кореи дал интервью СМИ, в котором рассказал о своем побеге из КНДР. По его словам, для этого ему пришлось инсценировать собственную смерть
 
 
 
Бывший гражданин Северной Кореи дал интервью СМИ, в котором рассказал о своем побеге из КНДР. По его словам, для этого ему пришлось инсценировать собственную смерть
Global Look Press

Бывший гражданин Северной Кореи дал интервью СМИ, в котором рассказал о своем побеге из КНДР. По его словам, для этого ему пришлось инсценировать собственную смерть, пишет британская газета The Guardian.

Мужчину зовут Джон Хен Му (второе имя, взятое после побега). В Пхеньяне он работал в гостиничном бизнесе. Все началось с того, что однажды он преподнес одному японскому туристу небольшой подарок - коробку с женьшенем, а тот в ответ отблагодарил его щедрыми чаевыми в размере 300 долларов.

Эти деньги Джон Хен Му использовал для организации собственного бизнеса. Он начал импортировать подержанную одежду, велосипеды и другие товары из Китая в КНДР, продавая их на местном черном рынке.

Вскоре он накопил приличную сумму - 87 тыс. долларов. Однако его возросшее благосостояние стало представлять для него угрозу.

- "Фонтанка.ru": пропавший в Петербурге северокорейский дипломат сбежал вместе с семьей в Белоруссию

Когда коллеги мужчины по бизнесу начали бесследно исчезать, он испугался: "Я точно знал, что следующим, за кем они придут, буду я. Это был вопрос времени: завтра, послезавтра, через неделю, но точно придут", - приводит слова бывшего северокорейца радио "Свобода".

Тогда он решил бежать. При этом сделать это он решил в одиночку, не взяв с собой семью - жену и двоих детей, - так как полагал, что это слишком рискованно.

Более того, чтобы защитить родных от возможных последствий, которые могут постигнуть родственников перебежчиков, он даже решил не рассказывать близким о своем побеге, инсценировав собственную смерть.

Для этого он приобрел за 50 долларов фальшивый сертификат о том, что он погиб в автокатастрофе. "Я сделал так, чтобы они думали, что я умер. Это единственный безопасный вариант для них. Если бы они знали, что я жив и бежал, и не сказали бы об этом властям, их могли бы жестоко наказать", - рассказывает мужчина.

Далее он поехал в Китай. В КНР ему сделали поддельный паспорт, с которым он смог пройти в посольство Южной Кореи, где попросил убежища.

В Сеул мужчину доставили через Филиппины. В Южной Корее его допросили, чтобы убедиться, что он не шпион, и отправили на курсы переподготовки. Сейчас этому человеку 60 лет, он работает на "Радиостанции народного объединения".

Джон Хен Му никогда не вступал в повторный брак, но и никогда не связывался со своей семьей в Пхеньяне. "Если партия узнает, что я жив и нахожусь в Южной Корее, у моих родных будут большие неприятности, - говорит он. - Пока я "мертв", они живы. Это то, о чем я думаю каждый день".

У Джон Хен Му есть аккаунты в различных соцсетях, но, по его словам, он боится в них что-либо писать, опасаясь, что его раскроют. Он также никому не позволяет себя снимать и публиковать снимки в СМИ. Несмотря на то, что он покинул Северную Корею более 13 лет назад, он говорит, что до сих пор видит во сне кошмары о том, что его ловят северокорейские спецслужбы. "Я думаю, страх останется со мной до конца жизни", - заявил он.

Отметим, что граждане Северной Кореи нередко сбегают из своей страны. Западная пресса неоднократно сообщала о перебежчиках из КНДР, которые, спасаясь от голода и невыносимых условий жизни, бегут в основном в Южную Корею. Писали журналисты и о заключенных так называемых трудовых лагерей в КНДР.

В 2016 году российскую общественность взволновала история молодого человека, который дважды сбегал из КНДР и просил убежище в России, однако ему дважды отказывали. После того как тема стала достоянием общественности, в ФМС в третий раз приняли документы у корейца. Однако правозащитники отмечали, что это еще не означает, что Москва удовлетворит запрос. В случае же отказа беженцу грозит высылка на родину, где его могут ожидать "в лучшем случае" пытки, в худшем - смерть. При этом выдают беженцев только Россия и Китай.

По данным на март этого года, с момента разделения двух Корей Сеул принял более 29 тысяч перебежчиков. С начала этого года в Южную Корею сбежали 342 человека.