Накануне открытия в Ташкенте саммита Шанхайской организации сотрудничества спецслужбы Казахстана провели в Алматы масштабную операцию по задержанию религиозных беженцев из Узбекистана. Десятки просителей убежища были задержаны, некоторые избиты, сообщает правозащитный центр "Мемориал".
В пресс-службе Департамента внутренних дел Алматы утверждают, что это были рутинные действия в ходе полицейской операции "Мигрант", направленной на выявление иностранцев, незаконно находящихся на территории Казахстана. Однако рассказы самих беженцев вызывают сомнения в официальной версии. ПЦ "Мемориал" удалось связаться по телефону с двумя узбекскими беженцами, которые подробно описали происходившее. По их словам, 9 июня около 6 часов утра в дома, где проживали беженцы из Узбекистана, ворвались сотрудники КНБ и миграционной полиции.
"К нам пришли двое сотрудников в штатском и двое - в полицейской форме, - рассказал один из очевидцев. – Провели обыск, задержали меня без объяснения причин и привезли в Алмалинский РУВД. В рапорте было написано, что я задержан в ходе операции "Мигрант", проводимой совместно КНБ и миграционной полицией. В РУВД я насчитал 42 задержанных беженца. Забирали только глав семей. Многие беженцы живут группами, и их адреса хорошо известны властям. Еще нескольких человек сотрудники КНБ задержали позднее - вблизи здания представительства УВКБ ООН, куда они хотели обратиться за помощью. Примерно через два часа – после установления личных данных - нас привезли в Управление миграционной полиции ДВД Алматы".
В публикации казахской службы "Радио Свобода" уточняется, что задержаны были 45 мужчин и одна женщина, некоторых беженцев при задержании пинали, били, оскорбляли.
"У всех отобрали документы и держали в миграционной полиции на 4-м этаже, не кормили и не выпускали в туалет, - вспоминает другой очевидец. - Некоторых допрашивали. Одному беженцу угрожали, что если в ближайшие дни он не покинет территорию Казахстана, то может "исчезнуть". С.Б. (имя не разглашается), возможно, еще некоторых сотрудники КНБ увезли куда-то отдельно от других. Примерно 23-25 человек отправили в ДВД, где изъяли сотовые телефоны, после чего связь с ними прервалась. Меня отпустили около 14 часов. Некоторых освободили лишь в половине шестого. Я и другие беженцы пошли к зданию ООН, где оставались до вечера. За нами вчера и сегодня велась слежка, неизвестные люди снимали нас на видеокамеру".
Ближе к вечеру сотрудники КНБ и уголовного розыска провели обыски в некоторых домах, где жили семьи беженцев. Были изъяты сотовые телефоны, ноутбуки, книги… Во время обысков члены семей беженцев подвергались запугиваниям. Жены некоторых задержанных, опасаясь провокаций, отказывались открыть двери и требовали предъявить постановление о проведении обыска, которое у сотрудников спецслужб отсутствовало, сообщают правозащитники.
Утром 10 июня около 15 женщин с малолетними детьми собрались у здания ДВД, пытаясь получить информацию о судьбе задержанных и передать им продукты питания. Однако передачу не приняли, а официальная информация ограничилась кратким заявлением заместителя прокурора Алмалинского района Алматы Гульнары Ахмедиевой: "Вчера всех ваших мужей задержали, потому что есть официальный запрос Узбекистана, что они находятся в межгосударственном розыске. В связи с этим они были задержаны. Возможен экстрадиционный арест и выдворение, экстрадиция в Узбекистан".
Днем 10 апреля у здания представительства УВКБ ООН в Казахстане собралось до 50 узбекских беженцев и членов их семей, которые призвали международные организации защитить их от произвола спецслужб. Пока неясно, что послужило поводом для столь масштабных действий спецслужб Казахстана. Довод прокуратуры о том, что причиной задержания стал межгосударственный розыск, объявленный Узбекистаном, не может служить достаточным объяснением, так как соответствующие сведения были известны казахстанским властям и ранее, указывают правозащитники.
"Власти Казахстана не могут не понимать, что экстрадиция в Узбекистан лиц, покинувших родину из-за преследований по религиозным мотивам, противоречит международным обязательствам, вытекающим из Конвенции о статусе беженцев и Конвенции против пыток. Очевидно, в данном случае речь идет не столько о правовом, сколько о политическом решении", - отмечается в пресс-релизе ПЦ "Мемориал".
Правозащитники напоминают, что с 1 января 2010 года в Казахстане вступил в силу закон "О беженцах", после чего заявления о предоставлении убежища от граждан Узбекистана стали рассматриваться казахстанскими властями. Однако новый механизм создал трудноразрешимые проблемы для узбекских религиозных беженцев, которые частично нашли отражение в их коллективном письме, отправленном 11 мая 2010 года в различные международные и правозащитные организации.
"До последнего времени ситуация с безопасностью узбекских беженцев в Казахстане рассматривалась правозащитными организациями как относительно благоприятная (в сравнении, например, с Россией или Киргизией). Однако последние действия казахстанских властей, возможно, свидетельствуют о необходимости пересмотра прежних оценок", - говорится в сообщении "Мемориала".