The New York Times: северокорейцы бегут в США через Россию
 
 
 
The New York Times: северокорейцы бегут в США через Россию
Архив NEWSru.com

Ровно через 10 дней после того, как президент Буш придал силу закона проекту, облегчающему северным корейцам получение политического убежища в Соединенных Штатах, гражданин Северной Кореи перепрыгнул с соседнего здания на крышу американского консульства во Владивостоке, вошел в консульство и попросил предоставить ему политическое убежище. Это произошло 28 октября, пишет The New York Times в материале, перевод которого публикует Inopressa.ru.

"Он все еще здесь, - сообщил по телефону сотрудник консульства. Ссылаясь на федеральный закон о неразглашении информации личного характера, он добавил: - Мы рассматриваем данный вопрос. Окончательное решение пока еще не принято".

Укрывшийся в консульстве 40-летний рабочий-строитель из Северной Кореи стал первым, на долю кого выпало проверить действенность "Закона о состоянии прав человека в Северной Корее". В сентябре этот закон был единодушно принят обеими палатами конгресса и 18 октября, в самый разгар предвыборной кампании, подписан президентом Бушем.

Помимо того, что новый закон снял все барьеры, препятствовавшие предоставлению северным корейцам политического убежища, он предусматривает увеличение в два раза объема американского радиовещания на Северную Корею, которое отныне будет составлять 12 часов в день. Из государственного бюджета будут выделяться 2 млн долларов в год на поддержку групп и организаций, ведущих борьбу за права человека, демократию и рыночную экономику в этой коммунистической стране, и еще 20 млн - на обустройство северокорейских беженцев.

К середине февраля Государственный департамент, руководствуясь положениями нового закона, должен создать необходимые условия всем гражданам Северной Кореи, которые обращаются в посольства и консульства США с просьбой предоставить им политическое убежище.

Правительство Северной Кореи выступило с резким осуждением этого закона и на прошлой неделе заявило о том, что не будет участвовать в шестисторонних переговорах по ядерной проблеме в Пекине до тех пор, пока он не будет аннулирован.

Официальный печатный орган страны "Минчжу Чосун" писал, что Соединенные Штаты "пытаются очернить нашу страну своей злобной и непристойной пропагандой, которую они распространяют через преступные элементы, туристов и, что хуже всего, через маленькие радио- и телепередатчики, забрасываемые к нам при помощи воздушных шаров".

Сейчас тысячи северокорейских беженцев тайно перебираются в Китай, где они нелегально живут в постоянном страхе быть отправленными на родину. Но российский Дальний Восток тоже может стать "магнитом" для тех, кто бежит из Северной Кореи, страны, в которой установился самый тоталитарный и репрессивный режим в мире.

Россию и Северную Корею разделяет сухопутная граница протяженностью всего в 10 миль. Но северокорейские грузовые и пассажирские суда обычно останавливаются в соседних российских портах. Кроме того, железнодорожные поезда доставляют в Россию свыше 4 тысяч северокорейцев в год, которые работают там на строительных объектах и лесозаготовках. Все прибывают в Россию официально, по контрактам со строительными фирмами.

"Моя страна похожа на огромную тюрьму", - рассказывает 28-летний северокорейский переводчик. В минувшую пятницу он позвонил в корпункт New York Times по мобильному телефону из квартиры своих русских друзей во Владивостоке, которые будут скрывать его до тех пор, пока он не сможет получить политическое убежище в Южной Корее или в Соединенных Штатах. "Я ненавижу политический строй в моей стране, и я не вижу там никакого будущего".

Пожелав не называть своего имени, он сказал, что во Владивостоке ему удалось совершить побег из квартиры, где проживают северокорейские рабочие. Во время побега он выпрыгнул из окна на втором этаже и сломал ногу. Он также сказал, что потерял свою любимую девушку, с которой учился в колледже, когда агенты безопасности забрали ее прямо в аудитории и отправили вместе с семьей в ссылку в село. Он сказал, что ее отца, известного экономиста, начали преследовать за то, что он защищал эксперименты свободного рынка.

Молодой человек просил по телефону: "Пожалуйста, помогите мне. Я поеду в любую страну, которая даст мне политическое убежище".

В Китае многие иностранные посольства, консульства и школы все больше напоминают лагеря беженцев. Они наполнены северными корейцами, которые просят политического убежища. Например, в настоящее время только в посольстве Южной Кореи в Пекине проживают 130 северных корейцев, пишет The New York Times.