Михаил Черный никогда не был партнером олигарха Олега Дерипаски - он был "авторитетом" и "крышевал" алюминиевый завод, рассказал защитник российского олигарха на сегодняшнем заседании Лондонского высокого суда, который рассматривает претензии израильского бизнесмена Черного на 20% компании "Русский алюминий".
В ответ на слова адвоката Черного (он выступал предыдущие три дня), что его подзащитный помогал Дерипаске построить бизнес, когда тому "буквально нечего было есть", представитель российского олигарха возражает: Черный был преступником и сколотил состояние на криминальных связях. Заводы Дерипаски он также "крышевал", за что получил все причитающиеся ему деньги, пишет "Коммерсант".
Не "бизнесмен", а крыша
Со слов адвоката Дерипаски Томаса Бизли, карьера Черного строилась так: израильский "бизнесмен" (защитник настаивает, что в случае истца это слово нужно брать в кавычки) был авторитетным бандитом в Ташкенте, потом стал связующим звеном между узбекской и российской преступностью. В Москве он его приняли в группировку Антона Малевского, которая и предложит "крышу" бизнесу Дерипаски.
К моменту знакомства российского олигарха и Черного Дерипаска уже был преуспевающим бизнесменом, а вовсе не бедным студентом, как рассказал защитник истца. Ответчик настаивает, что первая их встреча произошла в мае 1994 года, а не в октябре 1993-го, так как тогда его клиент находился на лечении после автоаварии.
Особое внимание суда Томас Бизли обратил на "связи" Черного. Из его показаний выходит, что истец делал бизнес на рукопожатии, не требуя никаких отчетных документов за свои инвестиции, недоумевает адвокат. Из влиятельных знакомых у Черного был только тренер Бориса Ельцина по теннису, зато были отлично налажены связи в криминальном бизнесе (Томас Бизли назвал 10 авторитетов, с которыми знался истец).
Адвокат не забыл объяснить, как же его подзащитный связался с ответчиком. "Крыша" в 1990-е годы в России была обязательной частью бизнеса, пока эту ситуацию не переломил президент Владимир Путин, утверждает адвокат
"Олег Дерипаска был юношей во главе огромного завода в Сибири, вдали от больших городов, где царила организованная преступность", - сказал юрист. В то же время Черной и Малевский настойчиво предлагали свои услуги, рассмотрев в Дерипаске отличную "мишень". Все финансовые документы, которые были подписаны Дерипаской и Черным, прикрывали отношения "крыши", а не партнерство, отмечает "РБК Daily". В 2001 году бизнесмены подписали документ о выплате "отступных", что стало финальным аккордом их "сотрудничества". Тогда организованной группировке Черного российский олигарх перечислил 250 миллионов долларов.
Томас Бизли также возразил, что между Дерипаской и Черным были дружеские отношения. Ответчик всего лишь "соблюдал ритуальные условия крыши — встречался и был дружелюбен к людям, ее предоставлявшим", цитирует адвоката "РБК Daily".
Как Михаил Черной "Русал" поднимал
Вступительное слово защитника Михаила Черного заняло три дня после начала заседания 9 июля - ведь перед ним стоит нешуточная задача убедить суд в легитимности делового партнерства истца с "Русалом". По словам адвоката, на момент знакомства с Дерипаской Черной был влиятельным человеком с обширными связями, которые и помогли российскому "алюминиевому королю" завладеть Саяногорским заводом.
После установления контроля над САЗом под чутким руководством Черного Дерипаска начал строить свой бизнес, отмечает адвокат Марк Ховард. Не обошлось без поддержки истца: Черной якобы инвестировал в их с Дерипаской "совместный" бизнес значительные суммы (более 100 миллионов долларов через подконтрольные ему фирмы). Кроме того, израильский бизнесмен помог выплатить 575 миллионов долларов, которые требовались для слияния "Сибала" с заводами Романа Абрамовича.
В результате Михаил Черной требует 20% ОАО "Русский алюминий" (после слияния - 13,2% ОК "Русал") Олега Дерипаски. Черной подал иск против Дерипаски еще в 2006 году, но рассмотрение его началось только 9 июля 2012 года. Выступление защиты Дерипаски продолжится сегодня, после чего суд возьмет паузу, и возобновится уже в сентябре.