Большинство аналитиков сходятся во мнении, что теми средствами, которые публично демонстрирует Иран, создать атомную бомбу можно будет не раньше 2011 года. У Тегерана пока нет эффективных мощностей для обогащения урана, отработанных технологий создания самой бомбы и необходимых средств доставки. Однако израильские спецслужбы высказывают опасения, что Иран демонстрирует миру лишь часть своего потенциала. Основные же исследования ведутся в тайне. Вполне возможно, что успехи, достигнутые по "программе В" значительно больше. Плохо еще и то, что сейчас, несмотря на жесткие заявления американцев не существует реалистичных сценариев решения проблемы извне, пишет итальянская газета Corriere Della Sera (полный текст статьи на сайте Inopressa.ru).
К громким заявлениям, поступающим из Тегерана относительно ядерной программы, ученые относятся с осторожностью, и им непросто прийти к общему мнению. На протяжении нескольких дней вопрос остается тем же: атомная бомба аятолл все еще мираж в пустыне или нечто более осязаемое?
Большинство ученых сходятся во мнении, что у Тегерана нет мощностей, научных знаний, технологий и материалов, чтобы в относительно короткие сроки создать ядерный заряд. Гипотетический срок появления иранской атомной бомбы отодвинут на 5-10 лет.
Вместе с тем Израиль полагает, что иранцы серьезно продвинулись в реализации своей программы. Глава военной разведки Амос Ядлин отметил, что если заявления Ахмади Нежада соответствуют действительности, то аятоллы могут достичь цели уже через три года.
Однако не исключают израильские силовики и более пессимистичной версии, которую кстати поддерживают и некоторые другие эксперты. В Израиле всерьез полагают, что у Ирана может быть ядерная программа "В".
Иранцы отвлекают внимание своей программой "А", предоставляют неполные данные, делают вид, что ведут переговоры. И, в то время как все наблюдают за реализацией этого плана, параллельно ему осуществляется второй.
Цель – уйти от проверок, застать врасплох дипломатов, которые все еще надеются на переговоры и пытаются что-то сделать до того, как будет принято решение о применении военной силы.
Если худшие подозрения экспертов подтвердятся, то, как пишет Corriere Della Sera, противопоставить Ирану мировое сообщество ничего не сможет. Реалистичных вариантов действий попросту нет.
Несмотря на то, что Вашингтон через своего секретаря Кондолизу Райс призывает к "решительным шагам", мало что можно сделать. Генералы предупреждают о рисках, связанных с военной операцией. Вести войну на третьем фронте после Афганистана и Ирака да к тому же с таким мощным противником как Иран, будет очень сложно.
Россия и Китай противятся санкциям, европейцы "хотели бы, но не могут". В конечном итоге, в выигрыше остается Ахмади Нежад, бросивший вызов международному сообществу с решимостью человека, который не боится апокалиптического финала.