Белорусские следователи раскрывают все подробности теракта, но это порождает только больше вопросов террористы, устроившие взрыв в минском метро, преследовали цель убить как можно больше людей
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Белорусские следователи раскрывают все подробности теракта, но это порождает только больше вопросов
НТВ
 
 
 
террористы, устроившие взрыв в минском метро, преследовали цель убить как можно больше людей
RTV International
 
 
 
Версия маньяка-одиночки типа Ганнибала Лектера не вписывается в тот научный, технический и организационный уровень совершенных преступлений
Вести

Вычислить исполнителя теракта в минском метро помогли не только камеры видеонаблюдения, которые запечатлели его на станции, но и телефонный звонок. Террорист перед тем, как нажать кнопку пульта и взорвать бомбу, позвонил своей девушке. Увидев на записях, что преступник делал звонок по мобильному, силовики отправили запрос сотовым операторам, чтобы узнать, с каких номеров были сделаны звонки около шести вечера на станции метро "Октябрьская", пишет "Комсомольская правда".

Далее по номеру телефона был вычислен и его владелец. Источник, близкий к следствию, рассказал, что за несколько дней до теракта у подозреваемого взяли отпечатки пальцев. "Так получилось", - заявил источник, не раскрывая обстоятельств, при которых это произошло.

"Они (отпечатки пальцев) совпали с теми, что были обнаружены на коробке, найденной на месте взрыва в 2008 году (тогда все белорусские мужчины проходили дактилоскопию, а задержанному каким-то чудом удалось ее избежать). Преступник сразу понял, что милиция быстро вычислит, что это он взорвал бомбу на День независимости. Поняв, что терять ему больше нечего, он и устроил теракт в столичном метро. Но это пока предположение", - отмечает источник в следствии.

- У экспертов и наблюдателей копятся вопросы к следствию
- "МК": Силовики неожиданно нашли связь между взрывами в Витебске и Минске
- Власти перекрыли доступ к оппозиционным СМИ
- Число жертв теракта выросло

Главный подозреваемый по делу о теракте в Минске является уроженцем Витебска, как сообщил первый заместитель министра внутренних дел Олег Пекарский в эфире белорусского телеканала ОНТ, передает "РБК". По словам Пекарского, главный подозреваемый вместе с двумя задержанными снимали квартиру в Минске. Обзор статей российской прессы о ходе расследования теракта предлагает портал "Заголовки.ru".

Сотрудники спецслужб установили их местонахождение, сопровождая одного из них из магазина, где тот покупал спиртное. Как отметил замминистра, задержание производилось по всем правилам, включая выбивание дверей. Причем, по его словам, показания главный подозреваемый начал давать только под утро, поскольку был пьян. По месту жительства подозреваемого "были найдены доказательства, подтверждающие приготовление им взрывчатого вещества".

Пекарский также заявил, что террористы, устроившие взрыв в минском метро, преследовали цель убить как можно больше людей. "Сейчас уже точно ясно, что они хотели убить как можно больше людей", - сказал он, отвечая на вопрос о мотивах преступления.

В свою очередь замначальника следственного управления Генпрокуратуры Белоруссии Максим Воронин заявил, что профессия и знания террориста, взорвавшего бомбу в минском метро, позволяли ему изготовить взрывное устройство. При этом представитель Генпрокуратуры сказал, что "преступник не имел отношения к силовым структурам".

Напомним, накануне была обнародована видеозапись, на которую опиралось следствие при поиске террориста. Примечательно, что лицо преступника на видеозаписях разглядеть невозможно.

У экспертов и наблюдателей копятся вопросы к следствию

Между тем раскрытие новой информации белорусскими властями порождает только еще больше вопросов и сомнений по поводу следствия. Так, свое мнение по этому поводу высказал полковник спецслужб Владимир Бородач, бежавший из Белоруссии в Германию, независимому изданию "Белорусский партизан".

"Силовые структуры и власть после трагического преступления 11 апреля пребывают, скорее, в состоянии эйфории, чем в трауре", - отмечает Бородач. Он отмечает, что, "не выходя из кабинета", раскрыты тягчайшие преступления. "Хотя для доказательства участия арестованных лиц в данном преступлении необходимо масса времени и проведения следственных действий", - заявляет он.

Удивляет и скорость раскрытия преступления. "До этого в стране проведено более 10 взрывов на различных объектах и вне, но не один из них не раскрыт. Это произошло потому, что в них не участвовали представители спецслужб. А здесь такой успех. "Раскрыты" все подобные преступления, которые произошли после того, как обвиняемому исполнилось 18 лет", - отмечает Бородач.

Главному подозреваемому сейчас 25 лет, а это значит, что во время взрывов в Витебске ему было 19 лет, а в 22 года он совершил новый теракт в Минске. "Он что, родился вместе с бомбами в научно-исследовательском центре?" - возмущается эксперт.

Бородач категорически не согласен со следствием в том, что исполнители - простые "токарь" и "электрик" - могли собрать такое сложное устройство. Непонятно, откуда они взяли заводские электродетонаторы, приемное устройство, передающее устройство, поражающие элементы. "Нас хотят убедить в том, что угробить 12 человек (по последним данным, погибли 13 пассажиров - прим. ред.), десятки покалечить может любой мальчик из песочницы, даже не совсем вменяемый. Что мы и увидели 11 апреля. Я, как хороший специалист, в этом деле осмелюсь полностью не согласиться с официальной версией властей", - отметил полковник спецслужб.

Бородач также подчеркивает, что взрывное устройство, которое использовалось 3 июля 2008 года в Минске, можно было изготовить только в лабораторных условиях специалистами химиками, причем этот процесс требовал значительных финансовых затрат и был опасен для самих изготовителей. В мире такие бомбы, по данным Бородача, использовались террористами всего два раза.

Кроме того, признательные показания еще нельзя считать концом расследования. "Если заехать в сумасшедший дом, то там тоже признаются в совершении данных преступлений несколько человек", - прокомментировал Бородач, добавив, что следствие должно найти доказательства, установить, на каком сайте учат делать такие бомбы, которые применялись при терактах в Минске и Витебске, где исполнители достали компоненты взрывчатки, где хранили, как перевозили и где испытывали. "Это год работы для следствия с целью установления истины", - заключает эксперт.

"Версия маньяка-одиночки типа Ганнибала Лектера не вписывается в тот научный, технический и организационный уровень совершенных преступлений. Тем более трудно представить существование успешной организованной группы сумасшедших террористов", - отмечает Бородач.

Он также указывает на то, что изначально фоторобот указывал на лицо кавказской национальности, но "в последующем он не прошел, вероятно, кастинг в силовых структурах и не вписался в общую политическую ситуацию. Или его не смогли так быстро раскрутить на допросах и выбить признания".

Но самым слабым местом в концепции следствия на данный момент является поиск заказчика и установление мотивов. "Людям, так легко взявшим на себя данное преступление, нет смысла скрывать своих заказчиков. Сами они не могут финансировать столь дорогостоящие проекты, годами планировать и успешно проводить системные террористические акты на глазах всех белорусских спецслужб в местах, в непосредственной близости к одному из самым охраняемых президентов в мире", - отмечает эксперт.

"МК": Силовики неожиданно нашли связь между взрывами в Витебске и Минске

Помимо сомнений в том, что теракт в минском метро мог совершить самоучка, "Московский комсомолец" также обращает внимание на то, что связь взрывов в Витебске в 2005 году и Минске в 2008 году обнаружилась только сейчас, после последнего теракта.

"Значит, раньше химический состав партий взрывчатого вещества не совпадал, так же как не совпадали конструкционные, психологические особенности. Получается, что 19-21-летние ребята не только меняли партию тротила или ВВ, но и почерк. Филигранная работа суперпрофессионалов, но не уездных самоучек", - пишет издание.

Кроме того, взрывы 2005, 2008 и 2010 годов не похожи ни по почерку, ни по предполагаемым мотивам. Первый больше напоминал хулиганство, второй мог иметь политические цели. Последний больше напоминает исламских террористов, но почвы для этого нет. Высказывались также версии об анархистах. По версии "МК", у белорусских радикалов нет для подобных акций ни сил, ни средств, ни идейного багажа.

Власти перекрыли доступ к оппозиционным СМИ

Ознакомиться с альтернативной трактовкой последних событий, находясь в Минске, довольно сложно. Любые доводы, отличные от официальных, попадают под категорию "пляски на крови". Доступ к "Белорусскому партизану", а также еще одному оппозиционному сайту "Хартия'97" был заблокирован властями еще несколько дней назад, пишет "Коммерсант".

Тем же негосударственным СМИ, которые пока являются действующими, накануне было сделано специальное предупреждение. В эфире белорусского ТВ генпрокурор Григорий Василевич заявил, что отдельные авторы в ряде СМИ и интернете опубликовали материалы, которые носили издевательский, оскорбительный смысл и содержали различного рода спекуляции и инсинуации.

Василевич, вслед за Александром Лукашенко, назвал их "плясками на крови". Он заявил, что все это "заставляет прокуратуру, МВД и КГБ проанализировать в нынешней ситуации содержание этих выступлений, заявлений и с учетом тех норм, которые есть в Уголовном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, и решать вопрос о привлечении виновных в таких деяниях лиц к соответствующей ответственности".

Заместитель главы правозащитного центра "Весна" Валентин Стефанович сказал, что все это похоже на сталинские времена, когда даже за намек на инакомыслие человека можно было посадить или даже расстрелять. "Вот вы сейчас в "Коммерсанте" выразите несогласие с данными следствия. Я им тоже не верю - значит, нас, по логике господина Василевича, можно привлечь", - констатировал правозащитник. Правда, он с трудом представляет себе, по какой статье могут привлечь виновных с точки зрения власти, поскольку в УК Белоруссии нет нормы, запрещающей "пляски на крови".