В кампании президента Буша против "оси зла" в последнее время произошли отступления на всех фронтах. Это подчеркивает серьезность проблем, с которыми Буш столкнулся через 3,5 года после того, как дал обещание предпринять решительные действия в отношении "оси зла", пишет The Washington Post (перевод на сайте Inopressa.ru).
Прежде всего, многосторонние переговоры, которые были организованы США с целью принудить Северную Корею отказаться от ядерных вооружений, были отложены на прошлой неделе, через 13 дней после начала переговоров, на которых так и не было достигнуто никаких соглашений. Иран возобновил свою программу переработки урана, продемонстрировав неповиновение США и Европе. Кроме того, участники переговоров в Ираке так и не смогли согласовать проект новой конституции, в отведенные сроки – до 15 августа. При этом в Ираке не ослабевают атаки повстанцев против американских сил, отмечает издание.
Никакое из вышеупомянутых событий не станет фатальным для политики Буша, но все они вместе вызвали разочарование у его команды, занимающейся национальной безопасностью и ищущей причины этих проблем. Во время своего первого президентского срока Буш обещал изменить внешнюю политику, внеся в нее новую доктрину упреждающего военного удара в отношении государств-изгоев, но американский президент прекратил такие разговоры после вторжения в Ирак в 2003 году. Вместо этого он стал поощрять дипломатические контакты с Тегераном и Пхеньяном, а также построение нового государства в Ираке – хотя и здесь его импровизация в старом стиле привела к печальным результатам, считает газета.
Официальные лица администрации пытаются сохранить лицо в этой ситуации. Так, они видят надежду в том, что лидеры различных групп Ирака остаются за столом переговоров и что ни Иран, ни Северная Корея не исключили своего дальнейшего участия в переговорах. Официальные лица американской администрации отмечают, что, в отличие от того, как они действовали в Ираке два года назад, на этот раз они работают в тандеме с европейскими и азиатскими союзниками.
"Это сложные проблемы, – сказал Стивен Хадли, советник президента Буша по национальной безопасности, отвечая на вопросы о неудачах в Иране и Северной Корее. – На их решение требуется время. Но главная вещь – это держать эти проблемы в поле зрения международной общественности".
Советник Буша по национальной безопасности Стивен Хадли нашел повод для оптимизма даже в том, что последний раунд переговоров по Северной Корее был завершен 13-месячным бойкотом со стороны Пхеньяна. "Они испытывали нас, чтобы посмотреть, смогут ли они расколоть остальных пятерых участников переговоров, но потерпели провал, – говорит Хадли. – Аналогичным образом иранцы сейчас смотрят, смогут ли они внести раскол в "тройку" Евросоюза".
"Сегодняшняя политика не может продолжаться вечно. Ситуация приводит к необходимости принятия решений, и мы это вскоре увидим", – говорит Дэвид Фрум, бывший спичрайтер Буша и автор фразы "ось зла", которую президент произнес в 2002 году в своем обращении к нации.
Неожиданные трудности, которые возникли в Ираке после свержения Саддама Хусейна в апреле 2003 года, повлияли на отношения США с государствами "оси зла". Тегеран и Пхеньян почувствовали себя увереннее в своем сопротивлении давлению со стороны США, так как они знают, что американские войска увязли в Ираке, считают эксперты.
Северная Корея, по собственному признанию, создала несколько ядерных бомб. Меньше ясности на предмет того, какого прогресса добился Иран в этом направлении. Иран отрицает обвинения в попытках создать ядерное оружие, хотя в прошлом он скрывал информацию о своей ядерной программе, которая, как заявил Иран, проводится в мирных целях. По последним данным американской разведки, Иран уже через 10 лет может создать главные компоненты для ядерной бомбы.
В Ираке проблемы еще сложнее. Администрация США безуспешно пытается вынудить лидеров различных групп Ирака согласовать проект конституции, пишет газета.
Белый Дом говорит о том, что он будет применять разный подход в отношении каждого государства "оси зла". В случае с Северной Кореей Вашингтон отказался от двусторонних переговоров, но согласился на проведение многосторонних переговоров. Буш совсем не желает вести переговоры с Ираном, но поддерживает европейцев, которые проводят переговоры с Тегераном. Некоторые республиканцы в конгрессе США начинают настаивать на том, чтобы администрация пошла на прямой контакт с Ираном так же, как произошло в случае с Северной Кореей.
Разница в подходах становится все более очевидной. На пресс-конференции на прошлой неделе президенту Бушу задали вопрос о том, почему для Ирана приемлемо разрабатывать мирную ядерную программу, а для Северной Кореи – нет. Буш ответил, что Иран ведет себя честнее.
"В Северной Корее – другая ситуация, – сказал Буш. – Они скрыли правду о своей программе обогащения урана". Это заявление сильно отличалось по своему тону от предыдущих высказываний американского президента, в которых он обвинял Иран в сокрытии своих ядерных программ.
По мнению экспертов, эти конфликты так и будут продолжаться, и их решение будет найдено не при президенте Буше, который еще в свой первый президентский срок давал обещания предпринять решительные действия, заключает издание.