Теракт в университетском городке Алеппо, второго по величине сирийского города, где 15 января погибли свыше 80 человек и более 160 были ранены, вызвал резкое осуждение в мире, причем Россия и США, как обычно, радикально разошлись в вопросе ответственности. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал совершенное "военным преступлением". В Вашингтоне возложили всю ответственность на режим Башара Асада, в Москве - на террористов, противостоящих правительственным силам. В самой Сирии власти и мятежники перекладывают вину друг на друга.
"Соединенные Штаты потрясены кровавой атакой, совершенной сирийским режимом неподалеку от университета в Алеппо, - говорится в заявлении официального представителя госдепартамента Виктории Нуланд, опубликованном 16 января на сайте ведомства. - Мы осуждаем любые нападения на безоружных мирных граждан и продолжаем подчеркивать, что лица, виновные в убийствах и других нарушениях норм международного права, будут найдены и привлечены к ответственности".
- США не спешат верить мятежникам по поводу химоружия
"Согласно показаниям свидетелей, находившихся на месте событий, военные самолеты режима нанесли удары с воздуха неподалеку от университетских корпусов, - подчеркнула Нуланд. - Насколько мы понимаем, большинство жертв этой трагедии были студенты и временно перемещенные лица, которые нашли приют на территории университетского городка".
Таким образом, в США четко придерживаются версии, озвученной ранее представителями сирийской оппозиции, отмечает ИТАР-ТАСС. Они утверждают, что правительственные силы выпустили ракеты по университетскому городку во время воздушного рейда на кварталы Алеппо, захваченные мятежниками.
В опубликованном в среду комментарии российского МИДа этот теракт назван "варварским преступлением", "очередным массовым убийством ни в чем не повинных людей в Сирии". Причем в Москве подчеркивают, что это была "безжалостная кровавая провокация" и "месть террористов за понесенные ими значительные потери в противостоянии с правительственными силами".
Напомним, в день теракта МИД сообщил о временной приостановке деятельности генконсульства России в Алеппо, который остается местом ожесточенных столкновений.
Генсек ООН потребовал тщательного расследования событий в Алеппо. "Преднамеренный выбор в качестве целей гражданского населения и гражданских объектов представляет собой военное преступление", - процитировал Пан Ги Муна его официальный представитель Эдуардо дель-Буэй.
По словам главы ООН, "все воюющие стороны в Сирии должны соблюдать свои обязательства по международному праву", передает РИА "Новости".
США не спешат верить мятежникам по поводу химоружия
Хотя после теракта в Алеппо США приняли сторону сирийских повстанцев, они не спешат соглашаться с ними по поводу другой атаки - в Хомсе в конце декабря. Тогда мятежники заявили, что силы Асада начали травить их химическим оружием, а медики даже назвали газ, который якобы был применен.
У США "нет оснований полагать, что правительство Сирии применило химическое оружие" против мирных граждан, заявила в среду Виктория Нуланд. "Мы изучили полученные документы и не нашли достоверных доказательств для того, чтобы подтвердить сообщения об использовании химоружия", - указала представитель Госдепа.
Вместе с тем, она отметила, что в ведомстве "со всей серьезностью отнеслись к полученному сообщению, как бывает со всеми значительными докладами".
Днем ранее в сетевой версии американского журнала Foreign Policy появилось сообщение о секретной телеграмме, которую в Вашингтон направили сотрудники генконсульства США в Стамбуле. В ней говорилось о проведенном представителями дипмиссии расследовании в связи с информацией об использовании сирийскими правительственными войсками отравляющего газа.
Комментируя эту публикацию, Нуланд посетовала, что Foreign Policy "неточно передал информацию, которую мы получили". Она также добавила, что "в обязанности американских диппредставительств по всему миру входит передача важных сообщений, вне зависимости от их характера". По ее словам, "этот вовсе не означает, что мы рассматриваем их как достоверные".
Президент США Барак Обама не раз заявлял, что любое применение или распространение химического оружия сирийским режимом явилось бы пересечением "красной линии", вслед за которым могут последовать ответные действия.