6 августа в Хиросиму со всех уголков света стеклись активисты мира, чтобы почтить память тех, кто погиб в результате сброса первой атомной бомбы 58 лет назад. Затем аналогичные церемонии были проведены в Нагасаки, на который спустя три дня была сброшена вторая и, надо надеяться, последняя ядерная бомба.
Между двумя этими датами в Омахе, штат Небраска, была проведена "секретная" конференция, на которой высокопоставленные чиновники министерства обороны США встретились с экспертами-ядерщиками, чтобы обсудить способы усовершенствования ядерного арсенала Америки. Время, которое Пентагон выбрал для проведения этой конференции, только усиливает впечатление, сложившееся у всего мира, что США бездушно относятся к мнениям и чувствам других, пишет сегодня International Herald Tribune (перевод на сайте Inopressa.ru).
Вашингтон называет себя ведущим поборником ядерного нераспространения. Его столкновение с Северной Кореей нацелено, прежде всего, на остановку ядерных разработок и предотвращение возможности использования или экспорта этой страной оружия массового поражения. Вместе с международным сообществом Вашингтон требует, чтобы Пхеньян соблюдал подписанным им договор о ядерном нераспространении.
Однако, по словам мэра Хиросимы Тадатоси Акибы, договор "находится на грани краха" вовсе не из-за действий Северной Кореи. "Главная причина - это ядерная политика США", - говорит он.
Мэр Акиба считает, что американская политика "открыто предполагает возможность упреждающего ядерного удара". Насколько мне известно, США никогда вслух не говорили о том, что поддерживают стратегию упреждающего ядерного удара. И тем не менее, это обвинение все чаще принимают как факт.
В конце концов, национальная стратегия безопасности администрации Буша включает концепцию превентивного удара, нацеленного на предупреждение применения противником оружия массового поражения, а в последнем обзоре Пентагона, касающегося состояния ядерных вооружений, указываются несколько условий, при которых может быть использовано ядерное оружие. Хотя никто не говорит о том, что США могут нанести удар первыми, никто этого, в то же время, и не отрицает.
Последнее "доказательство", по Акибе, это возобновление администрацией Буша "разработок мини-бомб и другого так называемого "годного к употреблению" ядерного оружия". Он ссылается на недавний закон, принятый конгрессом, который одобряет исследования в сфере потенциальных разработок некрупного ядерного оружия. Этот закон практически отменяет 10-летний запрет на исследования и разработки оружия с зарядом более 5 килотонн.
Как отмечают критики в США и за рубежом, такие действия противоречат заявленной администрацией Буша цели о противодействии распространению оружия массового поражения, так как они говорят о важности в будущем ядерного оружия и тем самым поощряют других двигаться в том же направлении. С такой точки зрения, неудивительно, что Северная Корея считает необходимым проводить собственную ядерную программу в свете усиливающейся ядерной угрозы Соединенных Штатов.
Независимо от того, насколько такая концепция противоречит действительности, она оказывает серьезное воздействие на умы и друзей, и врагов, которые начинают сомневаться в приверженности США соблюдению договора о ядерном нераспространении. А это вряд ли способствует интересам США в кампании за ядерное нераспространение и более широким интересам национальной безопасности.
Возможно, президенту Бушу пора подумать о политике "ответного применения оружия массового поражения". Это подчеркнуло бы, что ядерное оружие продолжает играть важную роль в оборонной стратегии США. Этот шаг соответствовал бы политической реальности, потому что американский народ ни при каких условиях не потерпит применения правительством ядерного оружия, за исключением самообороны, в ответ на вражеский удар с применением оружия массового поражения. Этот шаг соответствовал бы и военной реальности, так как в век высоких технологий и американского военного перевеса ядерное оружие не требуется ни для нанесения упреждающего удара, ни для победы в конвенциональном конфликте.
Вашингтон должен возвратиться на путь высокой нравственности и вести дебаты об оружии массового поражения в правильном направлении.