Мэрия польского города Жешув выступила против сноса советских памятников: "Историю это не изменит" Власти польского города Жешув выступили против сноса двух установленных в нем советских памятников благодарности Красной армии и делу Революции
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Мэрия польского города Жешув выступила против сноса советских памятников: "Историю это не изменит"
Global Look Press
 
 
 
Власти польского города Жешув выступили против сноса двух установленных в нем советских памятников благодарности Красной армии и делу Революции
Global Look Press
 
 
 
Также Новак добивается демонтажа еще одного памятника - делу Революции, установленного в центре города и являющегося одной из его визитных карточек
Global Look Press

Власти польского города Жешув выступили против сноса двух установленных в нем советских памятников благодарности Красной армии и делу Революции. "Памятники не нужно сносить. Сносом памятника мы не изменим историю", - заявил пресс-секретарь мэра Жешува Мачей Хлодницкий, передает польский портал Onet.pl.

С инициативой демонтажа памятников выступил местный Европейский центр преследования коммунистических и фашистских преступников. Его глава Владимир Новак 8 апреля направил председателю городского совета Жешува письмо с просьбой о сносе памятника благодарности Красной армии, установленного в 1950 году на площади Жертв гетто. Также Новак добивается демонтажа еще одного памятника - делу Революции, установленного в самом центре города и являющегося своего рода одной из его визитных карточек (схематическое изображение этого монумента можно найти на аватарах ряда сообществ Жешува в соцсетях).

Аргументируя свою позицию, Новак называет памятники "насмешкой над историей и польским народом". "Большевики убили тысячи польских патриотов. Вместе с фашистами они разрушили старейшее в Жешуве кладбище, на месте которого сейчас находится площадь Жертв гетто. Поэтому сохранение в этом месте памятника благодарности Красной армии оскверняет это священное место", - считает Новак.

Он также отмечает, что "если русские хотят чтить эти памятники, то пусть забирают их и делают это на своей земле". "Мы не будет прославлять преступников и преступления", - написал Новак в своем Facebook.

Onet.pl отмечает, что Новак стал объектом насмешек интернет-пользователей Жешува, которые обвиняют его в том, что он интерпретирует историю так, как ему нравится. В мэрии города заявили, что относятся к его идее как к научной фантастике. Тем более что, согласно данным недавнего опроса, 90% жителей Жешува не могут себе представить исчезновения памятника делу Революции из городского ландшафта.

Мачей Хлодницкий отмечает: то, что Жешув освободила Красная армия, - исторический факт. "Погибли миллионы молодых людей, которые совершенно не интересовались политикой, - говорит он. - А то, что произошло позже, это совсем другое дело".

Onet.pl также отмечает, что инициатива Новака возникла под влиянием недавнего заявления президента Института национальной памяти Польши Лукаша Каминского, который объявил о планах массовой ликвидации советских памятников в Польше. Каминьский утверждал, что советские мемориалы символизируют господство коммунистической системы над Польшей и должны быть снесены.

Заявление Каминьского вызвало негодование МИД России, где планы Варшавы сравнили с действиями боевиков запрещенной в РФ террористической организации "Исламское государство" (ДАИШ), уничтоживших десятки памятников искусства в Пальмире.

В свою очередь, в Польше назвали такое сравнение "неприличным" и напомнили, что речь идет лишь о сносе монументов, под которыми не находятся останки солдат. При этом Варшава обещает не трогать памятники, установленные на могилах советских воинов.

Сайт Жешува сообщает, что памятник делу Революции был открыт в центре города 1 мая 1974 года и представляет собой 38-метровую скульптуру в виде двух стилизованных лавровых листьев. На высоте приблизительно восьми метров к ним прикреплены скульптуры, представляющие собой богиню победы Нику, а также фигуры рабочего, крестьянина и солдата.

По данным сайта, этот памятник с самого начала вызывал много споров. Некоторые сравнивали стилизованные листья лавра с ушами осла. У других возникали более неприличные ассоциации.