Сдача оружия в Ираке: результат - нулевой
 
 
 
Сдача оружия в Ираке: результат - нулевой
AP Photo

С тех пор как две недели назад американская армия призвала 26 миллионов иракцев сдать имеющийся у них арсенал, запрещенный коалицией, она собрала лишь горстку оружия, сообщает Liberation (перевод на сайте Inopressa.ru). К 15 июня, по официальным подсчетам, население сдало 123 пистолета, 76 полуавтоматических и 435 автоматических ружей, 46 пулеметов, 11 ракет "земля-воздух", 381 гранату и прочих взрывных устройств.

Эти скудные результаты иракцев не удивляют. Они не скрывают, что оружие им нужно для защиты в условиях отсутствия безопасности, которая царит в стране после падения режима Саддама Хусейна. "Люди предпочитают держать у себя оружие, потому что они боятся", - говорит Рияд аль-Каркли, полицейский комиссар кварталов Эль-Мутана и Зуйяна. Некоторые оправдывают хранение охотничьего ружья или автомата Калашникова ссылкой на традиции. "У нас всегда стреляли в воздух на свадьбах или после победы футбольной команды, - утверждает Халим. - А гранаты используются также на рыбалке".

По распоряжению коалиции, иракцы имеют право держать дома или в своих магазинах только пистолеты и длинноствольное оружие калибром не более 7,62 мм, т. е. автомат Калашникова. Оружие запрещено носить в общественных местах без специального разрешения, выдаваемого коалицией.

Мухаммед Джаббар - исключение из общего правила. Он - единственный иракец, встреченный нами за минувшие две недели, который заявил о хранящемся у него оружии. Этот богатый шиитский коммерсант, живущий в багдадском квартале Мустансирия, никогда не жил спокойно. Обвиненный в уплате закята (налога) исламистам, он был заключен при Саддаме в печально известную "красную камеру, где все было одного цвета - от стен до пищи": это была психологическая пытка для заключенных. С тех пор как трое неизвестных пытались угнать его BMW, он живет в постоянной тревоге. Мухаммед Джаббар показывает документ на английском языке, который разрешает ему иметь пистолет 9-миллиметрового калибра для защиты складских помещений. Оружие бельгийского производства всегда у него под рукой. С полной обоймой. "Дома я еще держу автомат Калашникова и охотничье ружье", - говорит он.

Настоящий арсенал

Провал кампании по сдаче запрещенного арсенала приходится на то время, когда американская армия подвергается атакам с применением тяжелого вооружения. "Я уверен, что в домах еще спрятаны минометы и РПГ-7", - утверждает бывший иракский генерал. Он напоминает, что развал саддамовской армии и волна грабежей привели к широчайшему распространению оружия в стране, которая еще до войны напоминала настоящий арсенал. Сегодня автомат Калашникова российского производства можно купить примерно за 100 долларов, а его иностранную копию - намного дешевле.

Штраф - 1000 долларов. Американские войска при помощи иракской полиции проводят обыски, чтобы попытаться найти спрятанное оружие. Наказание для нарушителей - год тюрьмы и штраф в 1000 долларов, предупредил командующий сухопутными войсками коалиции Дэвид Маккернан. Он собирается проводить аресты "до тех пор, пока население не поймет, что мы настроены очень серьезно". В результате обыска "по доносу" комиссар Рияд аль-Каркли отобрал у одного из жителей четыре гранатомета.

В понедельник в начале второй половины дня пять Humvees (американских бронемашин. - Liberation) и танк Bradley встали неподалеку от Площади Освобождения в центре Багдада. На "блошином рынке", где DVD с проповедями шиитских имамов соседствуют с видеозаписями преступлений "Али-химика" - палача иракских курдов - проводится операция. Двое американских военных бесцеремонно расталкивают зевак, наблюдающих за обыском неизвестного мужчины. "У него было оружие", - говорит один из торговцев. Чуть дальше американский военный подтверждает в беседе с нами, что он вместе с иракскими полицейскими ищет оружие и наркотики. "На прошлой неделе мы пришли с собакой, натасканной на поиск наркотических веществ".

Американские операции

Другие "джи ай", носящие нарукавные повязки с надписью МР (военная полиция) прохаживаются по центру рынка, где люди толпятся перед старым телевизором, по которому идет какой-то черно-белый фильм. Валид слышал об американских операциях. Этот богатый бизнесмен не пошел заявлять о хранящемся в доме оружии, так как "испугался, что его отберут". "Раньше мы боялись тюрьмы. Теперь мы боимся шальной пули", - говорит он.