Самый известный охотник за нацистами Симон Визенталь неоднократно лгал о своих заслугах в борьбе с бывшими фашистами, утверждает автор новой книги "Охота за злом" Гай Уолтерс Визенталь имеет репутацию "мирского святого", он был отмечен рядом высоких наград и известен прежде всего своими усилиями по поимке беглого нациста Адольфа Эйхмана
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Самый известный охотник за нацистами Симон Визенталь неоднократно лгал о своих заслугах в борьбе с бывшими фашистами, утверждает автор новой книги "Охота за злом" Гай Уолтерс
Reuters
 
 
 
Визенталь имеет репутацию "мирского святого", он был отмечен рядом высоких наград и известен прежде всего своими усилиями по поимке беглого нациста Адольфа Эйхмана
GFH
 
 
 
Визенталь вообще поймал меньше нацистов, чем заявлял. Кроме того, он сочинял несусветные истории о собственной жизни в годы войны: именно поэтому между тремя мемуарными книгами Визенталя есть масса несоответствий
Reuters

Самый известный охотник за нацистами Симон Визенталь неоднократно лгал о своих заслугах в борьбе с бывшими фашистами, утверждает автор новой книги "Охота за злом" Гай Уолтерс. Визенталь включал в свою биографию неправдоподобные факты и часто путался в показаниях, играя роль ведущего охотника за нацистами, пишет исследователь в статье для The Sunday Times.

Визенталь имеет репутацию "мирского святого", он был отмечен рядом высоких наград и известен прежде всего своими усилиями по поимке беглого нациста Адольфа Эйхмана. Но на самом деле он непричастен к поимке Эйхмана, который был вывезен из Аргентины в Израиль и казнен в 1961 году, утверждает Уолтерс.

Визенталь вообще поймал меньше нацистов, чем заявлял. Кроме того, он сочинял несусветные истории о собственной жизни в годы войны: именно поэтому между тремя мемуарными книгами Визенталя есть масса несоответствий, а сами мемуары расходятся с документами времени.

Уолтерс подчеркивает, что не принадлежит к числу неонацистов или отрицателей Холокоста. "Вполне возможно, что обман, к которому прибегал Визенталь, был продиктован добрыми намерениями", - цитирует его InoPressa. Политики не желали охотиться на нацистов и не выделяли на эти цели денег, а Визенталь старательно поддерживал память о Холокосте и действительно привлек к ответственности ряд нацистов.

Визенталь путался в собственной лагерной биографии

В своей статье Уолтерс рассматривает ряд известнейших эпизодов из жизни Симона Визенталя до и во время Второй мировой, показывая, что они полны противоречий.

Визенталь родился в 1908 году в городе Бучач (Галиция), учился в Праге на архитектурном факультете, но, вопреки его собственным уверениям, диплома не получил. По версии Визенталя, 6 июля 1941 года он был арестован немцами в оккупированном Львове. "Всякий раз, когда Визенталь приводит столь четкие детали, он обычно лжет", - отмечает Уолтерс.

Как рассказывал Визенталь, их с другом по фамилии Гросс вывели на расстрел, но украинские полицаи прервали казнь, чтобы отправиться в церковь на вечернюю службу. Затем их приятель-украинец, служивший в полиции, посоветовал Визенталю и Гроссу выдать себя за советских шпионов. На допросе их избили, но затем велели прибраться в комендатуре и отпустили. "Скорее всего, эта история полностью сфабрикована", - утверждает Уолтерс.

После войны Визенталь сообщил американским следователям, которые занимались темой военных преступлений, что был арестован 13 июля и сбежал из тюрьмы благодаря взятке. Переместив дату своего ареста на 6 июля, Визенталь подогнал его под период еврейских погромов во Львове.

В конце 1941 года Визенталь оказался в Яновском концлагере под Львовом, где подружился с немцем Адольфом Кохлраутцем, старшим инспектором лагерной мастерской, тайным антифашистом. Кохлраутц неоднократно спасал его от смерти, в том числе устроив им с другом побег в октябре 1943 года. Но об этой истории известно лишь со слов Визенталя. В то же время о судьбе Кохлраутца известно мало, а в показаниях в первые послевоенные годы Визенталь вовсе не упоминал, что Кохлраутц его спас.

В ноябре 1944 года Визенталь оказался в концлагере Гросс-Розен близ Вроцлава. Своему биографу Хелле Пик он поведал, что там в очередной раз спасся от смерти чудом, благодаря инспекции Красного Креста. Визенталю только раздавили палец на ноге, который пришлось ампутировать, затем началась гангрена. Эта история отсутствует в других свидетельствах Визенталя. К тому же, она совершенно неправдоподобна: во-первых, в присутствии инспекции казни были бы приостановлены, а, во-вторых, в тот период Красный Крест вообще в концлагеря не допускали.

Визенталь утверждает, что вскоре после ампутации смог пройти пешком 170 миль до другого лагеря. Он оказался в лагере Маутхаузен в Австрии, где гангрена по его ноге распространилась до колена. Однако, когда лагерь освободили, Визенталь смог встать и выйти из барака. Вылечить ногу без ампутации можно было только антибиотиками, что крайне маловероятно.

Визенталь выздоровел поразительно быстро - всего через 20 дней он вызвался помогать американцам в расследовании военных преступлений. "Утверждая, что находился в 13 концлагерях - в действительности он находился не более чем в шести - Визенталь представил список из 91 имен тех, кто был виновен в бессчетных страданиях", - пишет автор.

Позднее Визенталь писал, что за несколько недель вместе с американцами изловил много преступников. Однако в его резюме, составленном вскоре после войны, не упоминается его сотрудничество с американцами. В документе сказано, что Визенталь был вице-председателем Еврейского центрального комитета в американской оккупационной зоне в Австрии.

В феврале 1947 года Визенталь создал Центр еврейской документации в Линце. "По словам Визенталя, он услышал от одного американского офицера антисемитское высказывание и понял, что члены союзнической коалиции никогда не будут охотиться за нацистами в необходимых масштабах", - пишет Уолтерс. Команда Визенталя собрала показания 3289 бывших узников - намного больше, чем англо-американские силы.

"В глубине души Визенталь был шоуменом, и, найдя для себя роль ведущего охотника за нацистами в мире, он играл ее хорошо", - заключает автор, отмечая, что ложь Визенталя в итоге служила благому делу.