Управляющий активами клиентов швейцарского инвестиционного банка Credit Suisse перевел на счет своей жены в Монако и на счет контролируемой им фирмы в Дубае три с половиной миллиона долларов со счетов бывшего премьер-министра Грузии миллиардера Бидзины Иванишвили
 
 
 
Управляющий активами клиентов швейцарского инвестиционного банка Credit Suisse перевел на счет своей жены в Монако и на счет контролируемой им фирмы в Дубае три с половиной миллиона долларов со счетов бывшего премьер-министра Грузии миллиардера Бидзины Иванишвили
Global Look Press

Управляющий активами клиентов швейцарского инвестиционного банка Credit Suisse Патрик Лескодрон перевел на счет своей жены в Монако и на счет контролируемой им фирмы в Дубае три с половиной миллиона долларов со счетов бывшего премьер-министра Грузии, миллиардера Бидзины Иванишвили, бывшего российского сенатора от Бурятии Виталия Малкина и еще двух россиян, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на четыре осведомленных источника.

Credit Suisse Group AG - второй по величине банк Швейцарии. 52-летний банкир, гражданин Франции, чье имя официально не раскрывается в соответствии со швейцарским законодательством (агентство называет его "L"), рассказал на допросе, что полтора миллиона долларов были переведены им в 2008 году на банковский счет жены в Монако, а еще два миллиона три года спустя, в 2011 году, на счет компании в Дубае, которую контролировал он сам.

По данным источников агентства, деньги были взяты со счетов Иванишвили, бывшего российского сенатора Виталия Малкина, и двух богатых российских клиентов банка, базирующегося в Цюрихе. Банкир настаивал, что переводил деньги, чтобы покрыть инвестиционные убытки, и не получал личной выгоды от этих сделок. Адвокат банкира Саймон Нтах утверждает, что трансферы осуществлялись "в обе стороны", то есть банкир не только делал переводы на контролируемые им счета, но и использовал собственные деньги, чтобы помогать клиентам покрывать убытки, заявил адвокат.

"Клиенты жалуются на потерю своих денег, но ничего не говорят о деньгах, которые заработал для них мой клиент", - отметил Нтах. Его клиент получил разрешение на продажу своего имущества, включая коллекцию вин, с аукциона, чтобы компенсировать убытки истцов.

Расследование в отношении банкира ведется с конца 2015 года. В марте ему было предъявлено обвинение в мошенничестве, присвоении денег клиентов и злоупотреблении служебным положением. По версии следствия, он тайно пользовался средствами Иванишвили, чтобы покрыть убытки других клиентов. Помимо него, по делу проходят три независимых финансиста из Женевы, Обвальдена и Абу-Даби.

Подделывать приказы Иванишвили было легко: "Я наклеивал кусок бумаги с его подписью и делал фотокопию"

Имя банкира L было раскрыто ранее в материалах газет The Wall Street Journal (WSJ), The Financial Times и Georgia Today. Речь идет о Патрике Лескодроне, который в течение многих лет управлял портфелем Иванишвили и других богатых клиентов из стран бывшего СССР, сообщает РБК.

Патрик Лескодрон пришел в Credit Suisse в 2004 году. До этого опыта в банковской деятельности у него не было: в разное время он занимался фармацевтикой и аудитом. Как отмечал сайт Global Research, Лескодрон получил эту работу, поскольку знал русский язык.

Менее чем через два года с начала работы в банке сумма активов под его управлением превысила 1,6 миллиарда долларов. "Этот клиент полностью мне доверял", - говорил банкир на предыдущем допросе в сентябре об Иванишвили.

Как рассказывал WSJ адвокат Иванишвили Марк Хенцелин, миллиардер осознал проблемы с его инвестиционным портфелем, когда осенью 2015 года ему поступило множество маржин-коллов (требований внести деньги на счет при падении стоимости инвестиционных инструментов ниже определенного уровня). Через несколько дней после этого управляющий признался во всем коллегам из Credit Suisse.

В декабре банк подал на него жалобу, обвинив в должностных преступлениях, а в январе менеджер был арестован. Как и в сентябре, так и сейчас он настаивает, что не зарабатывал на несогласованных операциях. Credit Suisse не нашел доказательств обратного, но "нельзя исключить, что он мог пытаться получить личную выгоду", говорится в жалобе банка, которую приводит Bloomberg.

Как признался Патрик Лескодрон в сентябре, все началось зимой 2009 года. Тогда Иванишвили, предполагая, что рынки после глобального финансово-экономического кризиса достигли дна, поручил перевести 600 млн долларов из консервированного портфеля облигаций в акции. Деньги должны были быть перечислены через офис Credit Suisse в Сингапуре. Фондовый рынок США достиг дна 9 марта 2009 года, после чего он и другие рынки начали стремительно расти. Но через месяц с небольшим после отправки распоряжения в сингапурский офис Лескодрон обнаружил, что деньги переведены не были, Иванишвили, таким образом, пропустил начало роста акций и не получил значительную часть дохода.

Чтобы возместить неполученную прибыль, Лескодрон использовал кредитную линию Иванишвили и купил российских акций и облигаций на 100 млн. долларов. На фоне быстрого роста рынков ему удалось получить прибыль в 180%. Подделывать приказы за подписью Иванишвили было легко, вспоминал Патрик Лескодрон: "Я наклеивал вырезанный кусок бумаги с его подписью на ордер на перевод средств и делал фотокопию". Подтвердить подлинность истории прокурорам не удалось.

Затем он решил использовать часть прибыли на возмещение потерь, которые ранее понесли два его других клиента - топ-менеджеры из российской нефтегазовой отрасли, но не знали об этом. Суммы были меньше, чем у Иванишвили ($17 млн в 2007-2008 годах), но, по словам Лескодрона, он хотел им помочь, так как они были в числе его первых крупных клиентов, которых он привел в Credit Suisse.

В 2012 году Лескодрон убедил клиентов, в том числе Иванишвили, инвестировать в американскую компанию Raptor Pharmaceutical. Сначала дела шли хорошо, ее акции росли, но 14 сентября прошлого года Raptor объявила о неудачных испытаниях нового лекарства, и ее акции упали на 37%. Иванишвили начал получать маржин-коллы. Еще один из российских клиентов получил маржин-колл почти на 8 млн долларов, утверждал он в иске.

Получив маржин-коллы, Иванишвили нанял юристов из фирмы Lalive в Женеве для изучения документов и запросил у банка недостающую отчетность для проведения собственного расследования. В декабре юристы подали иск против управляющего, обвинив его в злоупотреблении служебным положением, подлоге и присвоении денег. К иску они приложили данные, содержащие, по их утверждению, свидетельства того, что банк умышленно затягивал составление финансовой отчетности.

В январе представители Иванишвили подали еще один иск, в котором заявили, что мошенничество выходит далеко за пределы одного банкира: банк, по их утверждению, совершал незаконные транзакции по счетам Иванишвили, чтобы "получить миллионы на избыточных комиссиях и сборах". "Такое управление - катастрофическое и неминуемо влекущее за собой гигантские убытки клиентов - было бы невозможным без помощи многочисленных отделов в головном подразделении банка и без участия, активного или пассивного, либо по крайней мере полной информированности многих людей", - приводит Bloomberg выдержку из иска.

Credit Suisse утверждает, что сотрудничает со следствием, и всю ответственность за произошедшее возлагает на бывшего сотрудника. В декабре банк обратился в прокуратуру Женевы с жалобой, в которой обвинил его в мошенничестве и плохом управлении инвестициями. Credit Suisse пытался урегулировать проблемы с представителями Иванишвили, но стороны не договорились о компенсации, рассказывали источники, знакомые с переговорами. 15 марта юристы Иванишвили подали в прокуратуру Женевы новую жалобу на Credit Suisse, заявив о возможном отмывании денег в банке.

Как говорилось в отчетности подразделения по управлению благосостоянием банка за четвертый квартал, банк пережил "разовый крупный отток средств и отток, связанный с потенциальным судебным спором", в размере более чем миллиард долларов. По данным Bloomberg, этот отток связан с жалобами Иванишвили.

В мае по этому делу появились еще три подозреваемых. Все они работали в Credit Suisse, один из них - одновременно с Лескодроном.

Сейчас банкир находится в тюремном госпитале в Женеве. Как сообщала газета Le Temps, у него диагностировали рак. Следствие отказывается освободить его из-под стражи, так как опасается, что он может покинуть Швейцарию: он гражданин Франции, а его дом на Женевском озере расположен менее чем в 10 км от границы с Францией, которая, как правило, не экстрадирует своих граждан.