Палестинцы считают "Хамас" национальной организацией, которая в последний год внесла особенно крупный вклад в их борьбу против Израиля Эта борьба за территории - единственное, что отличало "Хамас" до сих пор от других "межнациональных" группировок, таких как "Аль-Каида", и давало "Хамас" статус, отличающийся от положения "Хизбаллах" в Ливане
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Палестинцы считают "Хамас" национальной организацией, которая в последний год внесла особенно крупный вклад в их борьбу против Израиля
Архив NEWSru.com
 
 
 
Эта борьба за территории - единственное, что отличало "Хамас" до сих пор от других "межнациональных" группировок, таких как "Аль-Каида", и давало "Хамас" статус, отличающийся от положения "Хизбаллах" в Ливане
Архив NEWSru.com
 
 
 
Самая непосредственная опасность для "Хамас" заключается в том, что, оставшись без лидера, движение расколется на течения, как случилось с "Мусульманским братством" в Египте или с "Джихадом" в Алжире, причем некоторые группировки вступили в "Аль-Каиду".
Архив NEWSru.com

"Хамас" столкнулся с двумя проблемами: как заменить духовного и стратегического лидера и как отомстить за убийство Ахмеда Ясина, пишет издание Ha'aretz, перевод статьи которого публикует Inopressa.ru.

Палестинцы считают "Хамас" национальной организацией, которая в последний год внесла особенно крупный вклад в их борьбу против Израиля. Как таковая, эта организация - не просто религиозная группировка, как, например, учредитель "Хамас", "Братья-мусульмане".

"Хамас" стремится к созданию исламистского государства и привержен территориальной борьбе на палестинских территориях. Эта борьба за территории - единственное, что отличало "Хамас" до сих пор от других "межнациональных" группировок, таких как "Аль-Каида", и давало "Хамас" статус, отличающийся от положения "Хизбаллах" в Ливане.

Именно это и затрудняет поиск духовного лидера на смену Ясину, который никогда не допускал появления рядом с собой потенциального преемника. Его религиозные постановления, учитывающие местные условия, обычно выполнялись всеми его последователями, даже несмотря на то, что некоторые религиозные лидеры оспаривали его позицию по отдельным вопросам, пишет израильское издание.

Высокопоставленные чиновники "Хамас" вокруг Ясина - Абдель Азиз ар-Рантиси, Махмуд аз-Захар - не имеют такого религиозного влияния, каким обладал он. У отделений "Хамас" в Ливане и Сирии тоже нет ни одной яркой религиозной фигуры уровня Ясина для палестинцев.

Это не означает, что организация лишилась командования операциями. Ее боевое крыло не понесло никаких потерь, его политбюро не пало жертвой ликвидаций, сохранились политические контакты, например, с Египтом. У "Хамас" огромное количество представителей как в секторе Газа, так и за его пределами, и особенно важные решения принимаются после консультаций с руководителями "Хамас" вне территорий.

Самая непосредственная опасность для "Хамас" заключается в том, что, оставшись без лидера, движение расколется на течения, как случилось с "Братьями-мусульманами" в Египте или с "Джихадом" в Алжире, причем некоторые группировки вступили в "Аль-Каиду". Такие группировки создают собственные идеологии и проводят собственные операции, которые не обязательно учитывают местные условия, пишет Ha'aretz.

Палестинские группировки до последнего времени прилагали усилия к тому, чтобы не ассоциироваться с "Аль-Каидой". Однако в понедельник Абдель Азиз ар-Рантиси заявил, что "Хамас" воздаст по заслугам Израилю, потому что покушение на Ясина - это объявление войны исламу.

Это заявление имеет смысл только в том случае, если "Хамас" решил изменить свою многолетнюю стратегию и начать операции вне страны, нанося удар по израильским, еврейским и американским объектам за рубежом. В других странах имеются многочисленные структуры, готовые сотрудничать с "Хамас", и теперь дилемма для организации звучит так: становиться ли частью глобальной организации, вне которой "Хамас" старался держаться до сих пор, или нет.

Ответ, вероятно, зависит от позиции высокопоставленных представителей "Хамас" по вопросу о том, как палестинский террор за рубежом повлияет на палестинскую борьбу против Израиля, полагает Ha'aretz. И еще один вопрос заключается в том, готов ли "Хамас" поставить под угрозу свои позиции в Сирии и других странах, пойдя на международные меры, чтобы отомстить за убийство Ясина.

Кто может заменить Ясина

"Я верно служил тебе, пока мы были вместе в тюрьме. В тот день, когда ты присоединился к шахидам и пророкам, мы клянемся продолжить твой путь", - такими словами в понедельник Абдель Азиз ар-Рантиси прощался с шейхом Ахмедом Ясином. Рантиси претендует на место первого среди равных в новом руководстве исламистской группировки "Хамас" в секторе Газа, пишет Ha'aretz.

Ясин был основателем, лидером, духовным наставником и стратегическим планировщиком и политического, и военного крыла "Хамас", и все активисты, от нижних до высших рядов, называли его "шейхом двух интифад".

Всем понятно, что никто не сможет полностью заменить его, никто не способен выполнять все роли, с которыми справлялся он. И теперь уже ясно, что должно быть сформировано коллективное руководство "Хамас". Это руководство должно состоять из тех, кто занимает высокие посты в "Хамас" и не стал жертвой израильской кампании ликвидаций руководства "Хамас", которая началась 21 августа 2003 года с убийства Исмаила Абу Шанаба, представлявшего прагматичную линию в организации.

Кто может войти в новое коллективное руководство "Хамас":

- Махмуд аз-Захар, который в прошлом году пережил попытку покушения и с тех пор старается не высовываться;
- Исмаил Ханийе, в последние годы возглавлявший бюро Ясина, - еще один прагматик, который поддерживал тесные контакты с палестинской администрацией;
- Абдель Азиз ар-Рантиси, который возглавляет жесткую линию в организации и выступает против какой бы то ни было сделки с Палестинской автономией о прекращении огня и отвергает все предложения прагматиков о превращении движения в международную политическую организацию. Рантиси предпочитает делать акцент на вооруженной деятельности "Хамас".

Рантиси, также переживший израильскую попытку ликвидации, является ближайшим из нынешнего руководства к боевому крылу, и его позиции за последние месяцы значительно усилились, особенно в свете отсутствия противовеса в лице Абу Шанаба.

При жизни Ясина различные нюансы в движении были не так уж значительны, так как он задавал общий тон. Однако, как отмечают наблюдатели, в последние месяцы Ясин находился под сильным влиянием общественного мнения и все больше склонялся к экстремизму, так как спрос на него на палестинской улице все возрастал. Теперь политический подход "Хамас" в секторе Газа будет определяться еще более экстремистскими идеологиями, резюмирует Ha'aretz.