Как успех российской дипломатии расценили в ООН принятую Советом Безопасности в субботу резолюцию по иранской ядерной программе "Мы удовлетворены тем, что все озабоченности и позиции российской стороны по ключевым проблемам были учтены и инкорпорированы в текст данной резолюции, - сказал российским журналистам постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Как успех российской дипломатии расценили в ООН принятую Советом Безопасности в субботу резолюцию по иранской ядерной программе
Reuters
 
 
 
"Мы удовлетворены тем, что все озабоченности и позиции российской стороны по ключевым проблемам были учтены и инкорпорированы в текст данной резолюции, - сказал российским журналистам постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин
Reuters
 
 
 
"Мы призываем все государства предпринять немедленные действия по осуществлению их обязательств в рамках данной резолюции", - подчеркивается в заявлении Райс, распространенном в Вашингтоне
Reuters

Как успех российской дипломатии расценили в ООН принятую Советом Безопасности в субботу резолюцию по иранской ядерной программе.

СБ ООН ввел санкции в отношении Ирана за его отказ приостановить работы по обогащению урана. В частности, Совет потребовал от всех государств принять "необходимые меры", чтобы не допустить импорт в Иран и экспорт из него "всех предметов, материалов, оборудования, товаров и технологий, которые бы могли способствовать деятельности, связанной с обогащением урана, переработкой облученного топлива, тяжеловодными проектами и разработкой средств доставки ядерного оружия".

Совет потребовал от всех государств "заморозить денежные средства, другие финансовые активы и экономические ресурсы" иранских физических или юридических лиц, имеющих отношение к деятельности, ставящей под угрозу режим нераспространения ядерного оружия, а также к разработке систем доставки такого оружия. Иран сооружает 3 тысячи центрифуг в ответ на санкции

По настоянию России из резолюции исключено всякое упоминание сооружаемой в Иране при содействии России АЭС в Бушере, а также положение о запрете на поездки иранских юридических и физических лиц, связанных с ядерной и ракетной программами Тегерана, на чем настаивали западные страны. Из преамбулы проекта также убрано определение о том, что иранская ядерная программа "представляет угрозу международному миру и безопасности".

По мнению дипломатов, России удалось отстоять основные принципы, с которыми она с самого начала подходила к выработке этой резолюции. Так, в своей запретительной части резолюция четко сфокусирована именно на тех областях деятельности Ирана, которые вызывают наибольшую озабоченность международного сообщества, сообщает ИТАР-ТАСС.

В резолюции содержится требование заморозить такую деятельность с тем, чтобы могли начаться переговоры по тем предложениям Ирану, которые были сформулированы при участии России прошедшим летом "шестеркой (пять постоянных членов СБ плюс Германия)".

Резолюция не подразумевает никаких силовых действий против Ирана. В ней четко обозначена перспектива переговорного урегулирования иранской ядерной проблемы, приостановки, а затем и снятия содержащихся в ней санкций в случае выполнения Тегераном требований международного сообщества.

"Мы удовлетворены тем, что все озабоченности и позиции российской стороны по ключевым проблемам были учтены и инкорпорированы в текст данной резолюции, - сказал российским журналистам постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. - "Мы проделали хорошую работу, но наша общая победа наступит тогда, когда нам всем сообща политико-дипломатическим путем удастся урегулировать иранскую ядерную проблему".

Касаясь предусмотренных резолюцией санкций, российский посол особо подчеркнул, что Москва считает их "самым крайним в наборе тех инструментов, которые имеются в распоряжении международной дипломатии".

В этой связи он напомнил, что именно российский министр иностранных дел в мае этого года убедил партнеров по "шестерке" прекратить работу над санкционной резолюцией и выработать пакетное предложение по Ирану, которое "содержит очень важные предложения по развитию широкомасштабного сотрудничества Ирана не только с Россией, но и с международным сообществом, в целом".

"Россия использовала все возможности как в контактах с иранской стороной, так и со своими партнерами по "шестерке" и Совету Безопасности с тем, чтобы иранская ядерная проблема была решена, не доводя дело до применения санкций. К сожалению, этого добиться не удалось", - констатировал российский посол.

Он выразил надежду на то, что резолюция СБ ООН "будет конструктивно и правильно воспринята иранским руководством, что приведет к ее выполнению и возобновлению переговорного процесса".

Иран назвал резолюцию незаконной

МИД Ирана назвал принятую в субботу резолюцию СБ ООН "незаконной" и "выходящей за юрисдикцию" этого международного органа.

"Новая резолюция СБ ООН в отношении мирной ядерной программы Ирана является незаконным шагом, выходит за рамки полномочий СБ ООН и противоречит нормам Устава ООН", - говорится в распространенном в субботу заявлении иранского МИД.

"Новая резолюция СБ ООН не может остановить движение Ирана по пути освоения ядерной энергии. Исламская Республика опираясь на свои силы, в рамках реализации своего законного права на основе ДНЯО продолжит развитие мирной ядерной программы", - говорится в заявлении иранского МИД.

Райс торопит с введением санкций

Госсекретарь США Кондолиза Райс приветствовала принятиe СБ ООН резолюции по Ирану и призвала мировое сообщество немедленно ввести санкции, предусмотренные этим документом.

"Мы призываем все государства предпринять немедленные действия по осуществлению их обязательств в рамках данной резолюции", - подчеркивается в заявлении Райс, распространенном в Вашингтоне.

Отметив, что резолюция СБ ООН 1737 "относит Иран к небольшому числу стран, которые сталкиваются с осуждением со стороны международного сообщества через санкции в рамках седьмой главы Устава ООН", госсекретарь США заявила, что "иранское правительство своими собственными действиями еще больше изолировало себя и иранский народ от мирового сообщества".

"Данная резолюция является решительным сигналом правительству Ирана о том, что оно обязано взять на себя международные обязательства, прекратить свою чувствительную ядерную деятельность и согласиться на путь переговоров, который США и их партнеры по СБ ООН предлагали еще шесть месяцев назад", подчеркнула Райс.

Белый дом "расстроен" и призывает Россию к большей жесткости

Администрация Джорджа Буша надеется на "более энергичные действия" России по Ирану, в том числе в отношении прекращения поставок оружия, заявил заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николас Бернс.

"У США подход более жесткий, чем, скажем, у России, и мы надеемся, что российское правительство, если оно хочет присоединиться к нам в общих усилиях, чтобы не дать Ирану обрести ядерный оружейный потенциал, будет работать с нами очень активно, чтобы послать Ирану сигнал о нашем единстве", - заявил Бернс журналистам после принятия СБ ООН резолюции 1737 о санкциях в отношении Ирана.

"Мы также надеемся, что Россия сама тоже выберет более энергичный подход в том, как она взаимодействует с Ираном", - заявил он. Бернс сообщил также, что в администрации Буша "расстроены" в связи с долгим процесом переговоров по резолюции 1737, а также в связи "с барьерами, которые ставили ряд стран, принимавшие в этом участие".

"Наш совет России и Китаю, которые говорят нам, что не хотят появления у Ирана ядерного потенциала, состоит в том, что мы хотим видеть более решительные действия с их стороны", - заявил американский дипломат.

"Мы хотим видеть прекращение деятельности по принципу "все как обычно", в том числе в отнoшении экспортных кредитов, а также военных поставок, которые все еще продолжаются. Россия только что объявила, что она намерена осуществить новые поставки ракет, а мы являемся давними критиками таких поставок", - заявил Бернс.

Сообщив, что по иранскому вопросу между участниками "постояной пятерки" СБ ООН "существуют разногласия", и что эти разногласия нашли отражение в тексте резолюции, заместитель госекретаря США сказал, что администрация Буша, тем не менее, считает принятый документ "хорошим шагом вперед" и "мощным сигналом против Ирана".