Японская полиция арестовала в пятницу президента и еще четверых руководителей крупной машиностроительной фирмы "Мицутоио" по подозрению в нелегальных поставках за границу оборудования, которое можно использовать в создании ядерного оружия, сообщает ИТАР-ТАСС.
Непосредственно им вменяется в вину продажа в Малайзию в октябре-ноябре 2001 года двух высокотехнологичных установок для особо точного трехмерного измерения. Оборудование было передано фирме, созданной при участии бывшего руководителя пакистанской ядерной программы Абдул Кадир Хана, который был активным игроком на международном "черном рынке" ядерных технологий. По меньшей мере одна установка через Объединенные Арабские Эмираты поступила затем в Ливию, где использовалось в программе обогащения урана. Этот факт был установлен экспертами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) после того, как Ливия отказалась от попыток создать ядерное оружие и допустила на свои объекты международную инспекцию.
Японская полиция полагает, что "Мицутоио" могла тайно поставлять свое оборудование и в Иран. В связи с этим в пятницу в Токио был произведен обыск в одной из торговых компаний, связанных с этой страной.
Установки для трехмерного измерения могут быть применены для повышения эффективности центрифуг для обогащения урана. Их экспорт запрещен без особого разрешения от министерства экономики и промышленности Японии. По мнению полиции, фирма "Мицутоио" в документах на экспорт сознательно занизила параметры поставляемого оборудования, чтобы обойти ограничения. Эта компания - ведущий в мире производитель сложного измерительного оборудования, объем ее продаж достигает миллиарда долларов США в год.
Нынешняя история - не первый скандал в Японии, связанный с подозрениями в нарушении установленных правил экспорта. В конце января 2006 года компании "Ямаха мотор" были предъявлены обвинения в продаже в Китай беспилотных вертолетов, которые, как считают власти, могут быть использованы в военных целях. В начале августа был также арестован президент одной из торговых фирм: его подозревают в тайной продаже в КНДР установки, которую, якобы, можно применить для создания бактериологического оружия.