Жилой многоквартирный дом на окраине Донецка, пострадавший от артиллерийского обстрела. Украина, 20 июля 2014 года Сотрудники правоохранительных органов работают на месте попадания одного из фугасных снарядов в городе Донецке Ростовской области со стороны украинской территории. Россия, 13 июля 2014 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Жилой многоквартирный дом на окраине Донецка, пострадавший от артиллерийского обстрела. Украина, 20 июля 2014 года
© РИА Новости / Михаил Воскресенский
 
 
 
Сотрудники правоохранительных органов работают на месте попадания одного из фугасных снарядов в городе Донецке Ростовской области со стороны украинской территории. Россия, 13 июля 2014 года
© РИА Новости / Сергей Пивоваров
 
 
 
Огонь из установки залпового огня "Град" по поселку Николаевка около города Славянска Донецкой области, 3 июля 2014 года
© РИА Новости / Андрей Стенин

Международная правозащитная организация Human Rights Watch заявляет о том, что применение реактивных систем залпового огня "Град" при обстреле населенных районов на юго-востоке Украины может быть признано военным преступлением. Правозащитники говорят по меньшей мере о четырех случаях использования "Града" украинскими силовиками и проправительственными добровольческими формированиями в пригородах Донецка. Отдельного расследования, отмечают представители организации, требуют массовые захоронения в городе Славянск, который какое-то время оставался под контролем сепаратистов.

Как говорится в сообщении, опубликованном на сайте организации, как минимум 16 человек погибли и было ранено значительное число гражданских лиц.

"Град" - это заведомо неизбирательное оружие, которое недопустимо использовать в населенных районах, - говорит Уле Солванг, старший исследователь Human Rights Watch по чрезвычайным ситуациям. - Если правительственные силы и их противников всерьез заботит безопасность мирных жителей, то обе стороны должны немедленно отказаться от применения этого оружия в зонах присутствия гражданского населения".

Как сообщается, в последнее время "Град" использовался как украинскими правительственными силами, так и противостоящими им ополченцами (отметим, представители Human Rights Watch употребляют по отношению к украинским сепаратистами слово "ополчение", означающее, согласно толковому словарю Ушакова, войско, собранное из добровольцев в помощь регулярной армии. - Прим. NEWSru.com). Официальные лица в Киеве и пресс-служба Нацгвардии Украины отрицают использование "Града" в Донецке, однако результаты полевых исследований дают веские основания говорить о причастности украинских правительственных сил к обстрелам в период между 12 и 21 июля, говорится в сообщении.

Четыре обстрела, задокументированные экспертами, имели место в непосредственной близости от линии фронта. Воронки в земле и повреждения зданий имели характерные для реактивных снарядов признаки, отличные от последствий применения ствольной артиллерии. Во всех случаях угол и форма воронок и повреждения зданий указывали на то, что огонь велся силами АТО. В двух случаях реактивные снаряды одновременно поражали районы расположения ополченцев и жилую застройку.

21 июля при попадании снарядов в жилые дома в районе железнодорожного вокзала в Донецке погибли трое гражданских, количество пострадавших установить не удалось. 19 июля при обстреле домов в Куйбышевском районе Донецка были ранены четверо мирных жителей. В Петровском районе города 12 июля был массированный обстрел из "Градов" и погибли по меньшей мере семеро гражданских лиц. Также 12 июля были убиты шестеро жителей в пригородном поселке Марьинка.

Human Rights Watch удалось идентифицировать применявшиеся боеприпасы как 122-мм неуправляемые реактивные снаряды системы "Град", один залп которой может составлять до 40 выстрелов. Дальность стрельбы составляет от 1,5 до 20 км.

К вооруженному конфликту на востоке Украины применимы нормы гуманитарного права, которые распространяются на все стороны, напоминают правозащитники. РСЗО "Град" не обеспечивают достаточной прицельности, чтобы проводить различие между военными целями и гражданскими объектами, и применение этого оружия по населенным районам нарушает запрет неизбирательных нападений.

Представители организации отмечают, что противостоящие правительству ополченцы не принимали мер предосторожности, размещая свои позиции в густонаселенных районах. "Однако нарушения гуманитарного права одной из сторон конфликта не оправдывают нарушений другой стороной", - говорится в сообщении.

В отчете Human Rights Watch приводятся подробные разъяснения о ходе боевых действий, во время которых "Грады" обстреливали жилые районы.

Ранее, 1 июля, организация опубликовала разъяснения по ряду вопросов международного гуманитарного права в связи с происходящим на юго-востоке Украины. Правозащитники констатировали, что в стране имеет место внутренний, немеждународного характера, вооруженный конфликт. С точки зрения Human Rights Watch присоединение Крыма к России не превращает украинский кризис в международный, а ситуация международного вооруженного конфликта между Украиной и Россией возникнет в том случае, если российские вооруженные силы примут участие в военных действиях на востоке Украины.

Представители организации напоминали, что использование тактики "живого щита" является военным преступлением. Противник вправе атаковать военную цель, прикрытую "живым щитом", однако при этом обязан учитывать соразмерность нападения, говорилось в разъяснении. В целом на стороны конфликта распространяются все нормы международного гуманитарного права.

В начале июня организация призывала Киев изменить подход к силовым операциям, чтобы обеспечить соблюдение прав мирного населения. В письме, которое было направлено президенту Петру Порошенко, говорилось о недопустимости полномасштабных операций в населенных пунктах.

До этого Human Rights Watch обвиняла украинские власти в "бессовестном молчании", когда они, стремясь к сближению с Евросоюзом и провозглашая приверженность демократическим ценностям и защите прав человека, задержали и пытали человека.

Речь шла о задержании министра обороны ДНР Игоря Какидзянова. Пресс-секретарь коалиции радикальных организаций Украины, Социал-Национальной Ассамблеи" Игорь Мосийчук заявлял, что "лично допрашивает Какидзянова", а через несколько часов лидер Радикальной партии и экс-кандидат на пост Украины Олег Ляшко опубликовал фотографии задержанного - голого, избитого и с мешком на голове. Правозащитники просили Киев ответить на вопрос о том, как человек, задержанный милицией, оказался в руках радикалов.

Добавим, на днях пресс-центр АТО распространил видеозаписи и фотографии грязных, ободранных и избитых задержанных сепаратистов, двое из которых оказались гражданами РФ. На заднем фоне ролика, который публикует, в частности, сайт InfoResist, слышны крики и, очевидно, звуки ударов.

Массовые захоронения в Славянске требуют расследования

Стоит отметить, международная правозащитная организация обращала внимание и на преступления сепаратистов. На англоязычном сайте Human Rights Watch накануне была опубликована статья о массовых захоронениях в занятом украинскими силовиками Славянске. Как сообщается, в настоящее время организуется эксгумация и опознание останков.

Как отмечают правозащитники, пока еще рано говорить о том, что в братских могилах были похоронены жертвы преступлений. Несколько жителей города говорят о том, что тела привезли из морга, когда город остался без электричества и холодильные установки не работали. Как сообщают свидетели, сепаратисты пояснили, что хоронят неопознанные тела, они же приглашали на могилы священников для отпевания.

Другие местные жители сообщают о том, что их родные пропали в то время, когда Славянск был под контролем сепаратистов. Одна из женщин даже утверждает, что видела тело своего убитого мужа в морге, но ей отказали в выдаче.

Международная правозащитная организация отмечает, что и ранее поступали сообщения о применении сторонниками ДНР и ЛНР похищений людей и пыток.

Ранее правозащитники в очередной раз обратились к президенту Украины Петру Порошенко, обвинив его в том, что десятки тысяч украинцев, вынужденных покинуть свои дома и бежать из зоны конфликта, остались без надлежащей защиты и помощи. Представители организации в течение девяти дней интервьюировали беженцев в Киеве, Виннице, Харькове и Львовской областях, а также опрашивали чиновников, волонтеров и представителей международных гуманитарных организаций. На основе полученной информации был сделан вывод о том, что Киев не прилагает достаточно усилий для решения проблемы.