Новая Конституция ЕС стала плодом компромисса и может стать неработоспособной
 
 
 
Новая Конституция ЕС стала плодом компромисса и может стать неработоспособной
НТВ

Новая Европейская Конституция, принятая на прошедшем в Брюсселе саммите ЕС, будет называться хартией и позволит Евросоюзу избрать президента. Документ стал плодом компромисса, и эксперты не уверены в его работоспособности, пишут "Ведомости".

По словам члена германского Совета по внешней политике Александра Рара, всем удалось сохранить лицо: нельзя сказать, что победила Польша, не выиграла, но и не проиграла и Германия. Главный итог саммита Рар видит в том, что страны ЕС убедились - одна страна может пересмотреть достигнутые за долгие годы внутри Евросоюза договоренности или даже заблокировать их вступление в силу. Решения этого саммита компромиссные и противоречивые и нет гарантий, что их ратифицируют все 27 стран и никто не попытается вновь пересмотреть, считает эксперт.

- Саммит ЕС: путаный и темный договор подписан

Как отмечает "Коммерсант", завершившийся в субботу в Брюсселе 36-часовой саммит ЕС стал самым трудным за всю историю общеевропейских встреч на высшем уровне, регулярно проводящихся с 2003 года. Свидетельством того, насколько сложно шли переговоры, стало то, что еще накануне впервые в истории саммитов ЕС так и не было объявлено об итоговой пресс-конференции. Наблюдатели были склонны рассматривать это как косвенное подтверждение того, что председательствующей в ЕС Германии, несмотря на беспрецедентные усилия канцлера Ангелы Меркель, скорее всего, так и не удастся договориться с "диссидентствующими" Польшей и Великобританией, каждая из которых имела свои возражения по проекту конституционного договора ЕС.

Еще одним свидетельством сложившейся на саммите в Брюсселе критической ситуации стали появившиеся в пятницу вечером сообщения со ссылкой на источники, близкие к переговорам, о том, что для спасения проекта евроконституции канцлер Меркель намерена пойти на чрезвычайный шаг – созвать международную конференцию по базовому договору без Польши, получив на это мандат от остальных 26 государств ЕС (в истории ЕС был всего один прецедент созыва межправительственной конференции без согласия одного из членов – в 1985 году Европейское экономическое сообщество созвало такую конференцию, несмотря на возражения тогдашнего британского премьера Маргарет Тэтчер).

Отметим, одной из амбициозных целей истекающего 1 июля председательства Германии была реанимация общеевропейской конституции, которую отвергли на референдуме два года назад французы и голландцы. Был выработан новый текст, называющийся уже просто договором ЕС. В нем, к примеру, не было речи о таких "надгосударственных" символах, как флаг или герб.

К идее такого "обезжиренного" договора, который вступит в силу в 2009 году, большинство членов ЕС отнеслись лояльно. Камнем преткновения оказался принцип распределения голосов для стран-членов при принятии Евросоюзом важнейших решений. Польша, опасаясь роста влияния крупных держав (в первую очередь Германии), воспротивилась предложенному принципу "двойного большинства", когда решение принимается, если за него проголосовало 55% стран, представляющих 65% населения ЕС. Президент Польши Лех Качиньский потребовал исчислять голоса на основе формулы "квадратного корня" от численности населения каждой страны и пригрозил наложить вето на любое иное решение, отмечает "Время новостей".

Суть Европейской хартии: с президентом, но без флага и гимна

Европейская хартия была принята в субботу утром лидерами 27 стран Евросоюза (ЕС) после многочасовых переговоров в Брюсселе. Согласно документу, ЕС получает полноправного президента. Сейчас в ЕС по полгода председательствуют лидеры каждой страны. Теперь на Совете министров будет избираться президент на 2,5 года, его функции будут примерно те же, что сейчас у председателя ЕС.

В проекте хартии предполагалась и должность министра иностранных дел, но его по требованию Великобритании переименовали в верховного представителя Евросоюза по внешней политике. Расширится компетенция Европарламента. По требованию Франции из хартии выпало упоминание о свободной конкуренции, что позволит европейским странам защищать интересы национальных компаний. В новом тексте не упоминаются общие флаг и гимн ЕС. На этот раз решено не проводить общенародных референдумов и доверить утверждение документа национальным парламентам.

В результате долгих переговоров лидерам председательствующей в ЕС Германии и Франции удалось предложить Великобритании и Польше - основным противникам принятия соглашения - компромиссные условия для ратификации ими базисного договора этой региональной организации.

Самым большим прорывом на саммите в Брюсселе стало согласие Польши принять формулу так называемого "двойного большинства" при распределении голосов в Совете министров ЕС в 2014 году. Согласно этому принципу, решение считается принятым, если за него проголосовали представители не только 55% государств ЕС, но и не менее 65% от общей численности населения Европейского Союза. Однако страны, которым не удастся создать блокирующего меньшинства, смогут отложить решение вопроса и предложить вести дальнейшие переговоры. Эта система будет введена лишь через 10 лет, включая три года переходного периода.

Основная заслуга в достижении компромисса принадлежит федеральному канцлеру Ангеле Меркель, для которой председательские функции в Брюсселе завершали полугодовой период ответственности Германии за дела сообщества. Она вновь продемонстрировала сочетание дипломатической гибкости и настойчивого переговорного упорства. Несмотря на тяжелые уступки оппонентам, поставленная Меркель цель реанимации процесса реформирования институтов ЕС достигнута, отмечает "Независимая газета".

Президент Польши Лех Качиньский считает, что успеху переговоров страны ЕС обязаны работе президента Франции Николя Саркози и премьер-министра Великобритании Тони Блэра, отмечает Газета GZT.ru. Он поблагодарил коллег за помощь. "Я хотел бы поблагодарить наших друзей из Франции и Великобритании. Именно благодаря солидарности Саркози и Блэра удалось получить согласие Польши", - заявил польский президент. О достигнутом успехе сообщила и канцлер Германии Ангела Меркель. "Я глубоко убеждена, что это (достигнутая договоренность) хорошо для ЕС, для всех стран членов, в том числе и для Польши", - подчеркнула она. Саркози, со своей стороны, отметил, что в ходе переговоров "дело чуть было не дошло до срыва, но Франция ни разу не сдавалась". Одобренный текст президент Франции назвал "очень амбициозным". Блэр считает, что новый договор даст ЕС "шанс продолжить движение вперед".