Среди студентов Российского университета дружбы народов - террорист Карлос
 
 
 
Среди студентов Российского университета дружбы народов - террорист Карлос
РУДН

На протяжении многих лет Университет дружбы народов был учебным заведением, из которого выходил руководящий класс многочисленных стран Африки и Азии - всех тех, которые входили в сферу влияния СССР.

Сегодня, после падения коммунизма, после окончания противостояния сверхдержав, университет продолжает оставаться пунктом притяжения, однако лишь потому, что стоит недорого и обеспечивает более чем достойную подготовку, пишет сегодня Corriere della Sera (перевод на сайте Inopressa.ru).

Он возник в 1960 году, и ходит легенда, что поводом к его созданию послужила бахвальская выходка Никиты Хрущева, колхозника, ставшего генеральным секретарем, который, как известно, стучал ботинком по столу и бросал США вызов в космической сфере. Поднимая бокал за столом с Фиделем Кастро, который только что пришел к власти, Хрущев якобы похвастался тем, что Москва является первым центром в мире по университетской подготовке студентов из стран третьего мира. Когда это сообщение опровергли, газета "Правда" опубликовала новость: в столице СССР откроется специализированный университет для студентов из Африки, Азии и Латинской Америки.

Учебное заведение было открыто 17 ноября 1960 года, а спустя несколько месяцев Хрущев нашел человека, в честь которого его назвать. Патрис Лумумба был президентом молодой независимой Республики Заир (бывшее бельгийское Конго), которая сильно сблизилась с Москвой. Однако против Лумумбы выступили сецессионисты из алмазодобывающей провинции Катанга, подстрекаемые ЦРУ, как утверждал СССР. Молодой лидер революции был свергнут Мобуту и арестован. В январе 1961 года его перевезли в сердце провинции Катанга, город Элизабетвиль (ныне Лумумбаши), где он был подвергнут пыткам и убит.

Когда началась запись студентов, в Москву пришло 44 тысяч заявлений от "спонсируемых" студентов изо всех дружественных стран Африки и Азии, плюс, конечно, Кубы. Из них взяли 539.

Хрущев, а затем и Брежнев сразу же поняли огромный потенциал этого учреждения в тех регионах мира, которые видели в СССР большую надежду на выход из трудностей постколониального периода. Были установлены отношения с Индией и Египтом под руководством Индиры Ганди и Гамаля Насера.

В "Лумумбу" (название сохранилось вплоть до 1993, спустя два года после распада СССР) приезжали молодые революционеры из Южной Америки, кадры из Анголы, Мозамбика, Гайаны, включая президента Бхаррата Джагдео. Приезжали также будущие террористы, например Ильич Рамирес Санчес, он же Карлос.

Количество студентов росло, и СССР продолжал оплачивать все, включая перелет из родной стоны. В УДН преподавались научные и гуманитарные предметы, начиная от медицины и заканчивая журналистикой. И, естественно, много марксизма-ленинизма. Через эти аудитории прошли десятки тысяч студентов. Его окончили 38 тысяч человек.

Однако УДН был не единственным заведением, которое занималось подготовкой революционных кадров, чтобы затем сеять их по всему миру. Иностранные студенты учились также в МГУ, самом престижном университете для элиты Советского Союза. Китайские лидеры Цзян Цзэминь и Ли Пэн учились в советской столице. Существовала также Партийная школа, партийно-политическое учебное заведение при ЦК КПСС. Там формировались коммунистические лидеры многих стран, включая Италию.

Для более специализированной подготовки существовала Военная академия имени Фрунзе, которую, между прочим, окончили почти все афганские военоначальники, сражавшиеся на стороне СССР и которые сейчас поддерживают кабульское правительство.

А что сегодня? Университет дружбы народов пережил годы большого упадка, однако смог восстановиться. Количество студентов огромно - по официальным данным, более 15 тысячю Они приезжают из самых "жадных" до культуры стран, главным образом Китая. Сейчас государство лишь отчасти финансирует университет. Поэтому плата за обучение есть, но очень умеренная: тысяча, максимум три тысячи долларов в год - конечно, огромная сумма для тех, кто приезжает из Гаити или Афганистана, однако она весьма небольшая по сравнению со стоимостью обучения в крупных американских университетах.