В годовщину катастрофы на Чернобыльской АЭС на Украине, в Белоруссии и России по-прежнему пишут о последствиях крупнейшей аварии Истекает срок службы саркофага, который построили над реактором в 1986 году, он покрывается трещинами. При этом внутри по-прежнему находятся 200 тонн радиоактивных материалов, а для создания нового укрытия необходимо 1,5 млрд евро
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В годовщину катастрофы на Чернобыльской АЭС на Украине, в Белоруссии и России по-прежнему пишут о последствиях крупнейшей аварии
Reuters
 
 
 
Истекает срок службы саркофага, который построили над реактором в 1986 году, он покрывается трещинами. При этом внутри по-прежнему находятся 200 тонн радиоактивных материалов, а для создания нового укрытия необходимо 1,5 млрд евро
Global Look Press
 
 
 
Славутич, Украина, 26 апреля 2016 года
Reuters

В годовщину катастрофы на Чернобыльской АЭС в Белоруссии, Украине и России по-прежнему пишут о последствиях крупнейшей аварии. Спустя 30 лет все еще есть территории, где запрещено находиться, а также все еще загрязненные районы, куда тем не менее возвращаются люди. Обзор статей на эту тему публикуют "Заголовки". Тем временем истекает срок службы саркофага, который построили над реактором в 1986 году, он покрывается трещинами. При этом внутри по-прежнему находятся 200 тонн радиоактивных материалов, а для создания нового укрытия необходимо 1,5 млрд евро.

Общую картину загрязнения радиоактивными веществами после аварии приводит "Российская газета". На Украине, с территории которой происходили выбросы, пострадали 6,9% от общей площади (12 областей). В России - 0,34% территории (14 регионов с населением около 3 миллионов человек). В Белоруссии - 23,3% всей территории, в наибольшей степени пострадали Гомельская и Могилевская области. Для сравнения: Австрия - 8600 (10,3%), Болгария - 4800 (4,35%), Финляндия - 11500 (3,4%), Швеция - 12 000 (2,7%), Швейцария - 1300 (3,15%).

Загрязненная в результате катастрофы территория в России, Украине и Белоруссии превышает площадь Польши, отмечает Forbes. Ныне на ней живут 5 млн человек, треть из которых - в России. Сейчас власти сокращают загрязненную зону, ссылаясь на то, что уже прошел период полураспада цезия-137 и стронция-90.

- Украина, Белоруссия и Россия по отдельности вспоминают о чернобыльской катастрофе
- Путин заявил о самоотверженности ликвидаторов аварии
- Нарышкин предупредил об опасности использования американского топлива на украинских АЭС
- Патриарх: борьба с последствиями аварии в Чернобыле сплотила русских и украинцев

Но для гарантированного распада радиоактивного элемента до безопасного уровня, как правило, требуется десять периодов полураспада, отмечает координатор антиядерной программы Гринпис России Рашид Алимов. Для цезия-137 и стронция-90 это 300 лет, а для плутония - свыше 20 тысяч лет.

Белоруссия тратит миллиарды долларов на борьбу с последствиями аварии

Сильнее других от чернобыльской катастрофы пострадала Белоруссия - из-за аварии почти 500 населенных пунктов исчезли с карты республики, напоминает "МИР24". Четверть всей белорусской территории оказалась загрязнена радиацией.

Процесс реэвакуации начался в Белоруссии еще в 1990-е годы. Постепенно люди стали возвращаться в отселенные деревни. Параллельно ученые решали проблему того, как на "грязной" земле выращивать незараженные продукты. Институт радиологии на каждую культуру разработал свои регламенты.

Как сообщил "РГ" первый заместитель председателя президиума НАН Белоруссии академик Сергей Чижик, преодоление последствий чернобыльской катастрофы стало для Белоруссии одним из наиболее затратных дел во всей ее истории. По неофициальным оценкам, на это уходит ежегодно до 10% ВВП. Всего с 1990 года республика, по ее внутренним подсчетам, затратила на помощь пострадавшим и реабилитацию территорий 22 миллиарда долларов США - свыше двух миллионов в день.

При этом, как показало недавно проведенное расследование корреспондентов AP, неподалеку от зоны отчуждения в Белоруссии работает ферма, которая производит молоко с повышенным уровнем радиоактивных изотопов. Причем свою продукцию фермер поставляет на завод "Милкавита", который, в свою очередь, экспортирует товары в Россию. Руководство белорусского предприятия сочло результаты исследования журналистов "невозможными", а в Роспотребнадзоре исключили вероятность попадания "радиоактивного молока" из Белоруссии в РФ.

Как отмечает "МИР24", спустя 30 лет после аварии на Чернобыльской АЭС уровень радиации в двух тысячах белорусских деревень и городов по-прежнему превышает норму. На загрязненной территории в настоящее время проживает каждый восьмой гражданин страны. Кроме того, в некоторых районах по-прежнему запрещено находиться.

Полесский заповедник постепенно оживает

Корреспондент "Независимой газеты" побывал в ныне заброшенной деревне Бабчин на территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника, образованного в 1988 году в белорусской части зоны отчуждения. ПГРЭЗ был создан на территории трех наиболее пострадавших от аварии районов Гомельской области - Брагинского, Наровлянского и Хойникского.

В настоящее время на территорию заповедника можно попасть только с разрешения администрации в сопровождении сотрудников и будучи при этом в специальной форме. "Пока в заказник пускают только некогда живших здесь людей и только раз в год, в Радуницу - навестить погосты, могилки поправить, но когда-нибудь планируют открыть поток для туристов", - отмечает автор статьи.

Деревень, подобных Бабчину, "здесь, на площади в 2161 кв. км (1% от всей территории Беларуси), было 92, а населяло их более 22 тысяч жителей", пишет корреспондент "НГ". Как пояснил изданию заведующий лабораторией спектрометрии и радиохимии Вячеслав Забродский, Бабчин и другие населенные пункты оказались в 1986 году под атакой нескольких изотопов плутония. "Один из них, плутоний-239, разлагается свыше 24 тысяч лет", - отметил эксперт.

Вместе с тем заповедник постепенно оживает. Из-за отсутствия людей в радиационных лесах расплодилось множество животных и птиц. Не так давно с севера в Полесье пожаловали бурые медведи. А с Украины в запретную зону потянуло лошадей Пржевальского, которых туда некогда завезли с Северного Кавказа. Кроме того, в ПГРЭЗ вот уже 20 лет занимаются разведением и своих племенных лошадей, в том числе и русской рысистой. Культивируют в зоне и зубров, завезенных из Беловежья, их выводок увеличивается с каждым годом: было 16 особей, теперь - 116. Кроме того, в заповеднике разбит экспериментальный сад, проводятся исследования на пчелопасеке. Причем мед уже продают населению, правда, после тщательнейшей проверки в лаборатории.

Подход Украины к катастрофе

В Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека в Гомеле корреспондент "НГ" задал директору Александру Рожко вопрос об уровне сотрудничества белорусских и украинских медиков по чернобыльской теме. Доктор медицинских наук дал понять, что к Белоруссии за опытом по этому вопросу чаще обращается Япония, чем Украина.

Председатель президиума Украинского фонда культуры Борис Олейник отметил во время одного из своих выступлений, что на Украине в интерпретации, предлагаемой на государственном уровне, хотя и "негласно", чернобыльская трагедия превратилась преимущественно в техногенную катастрофу. "Обратной стороной техногенизации оказалась дегуманизация", - отметил представитель фонда. По его словам, внимание украинского руководства в основном сосредоточено на объекте "Укрытие": где взять денег на него, как проходит сооружение и т.д.

Как отмечает Олейник, "человеческое и, если хотите, национальное измерение аварии если не забыто полностью и окончательно, то, во всяком случае, отодвинуто в сторону, причем достаточно далеко". "Этого допустить нельзя, ни в коем случае нельзя. Чернобыль - явление гуманитарное в ничуть не меньшей степени, чем технологическое", - убежден представитель фонда.

В Брянской области на повышенный радиационный фон не обращают внимания

В приграничной с Украиной Брянской области от радиации пострадало 900 населенных пунктов, напоминает "Московский комсомолец". В настоящее время здесь живут чуть больше трехсот тысяч человек, а до аварии - пятьсот с лишним тысяч. Большинство уехали, отселились, умерли, отмечает издание. "Радиоактивный йод распадается в течение двух первых недель после аварийного выброса. Цезий хранится в почве 90 лет. Стронций - и того дольше. Со временем уходит в землю отрава, смывается дождями и половодьем. Но не сразу, не сразу", - отмечает издание.

Газета напоминает, что авария случилась в субботу, 26 апреля 1986 года. И лишь спустя несколько недель стало понятно, что произошло. "А до этого, так же, как в облученном Киеве, брянские рабочие спокойно шагали на первомайской демонстрации, сажали картошку в огородах, вовсю играла гармонь", - говорится в статье.

Координатор антиядерной программы Гринпис России Рашид Алимов, недавно побывавший в Брянской области, наиболее пострадавшей от катастрофы, обнаружил, что в регионе повсеместно игнорируют меры безопасности. "Вы не увидите ни заграждений, ни блокпостов, которые привычны в соседней Белоруссии. Даже знаков радиационной опасности почти нет. Красиво: сосновые леса, реки. Только в них нельзя отдыхать и купаться", - отмечает эксперт.

В то же время вместе с коллегами Алиев выяснил, что уровень радиации в Брянской области практически повсюду превышает норму. "На детской площадке в городском парке города Злынка - фон в четыре раза выше нормы, в саду у школы в Старых Бобовичах - в три раза. В лесу неподалеку, где местные жители обустроили место для пикников, уровень радиации по цезию-137 - 43 кюри на квадратный километр, что соответствует зоне отчуждения в Припяти", - сообщил координатор антиядерной программы.

Взрыв в четвертом энергоблоке ЧАЭС произошел ночью 26 апреля 1986 года. В результате в атмосферу были выброшены тонны радиоактивных веществ. По данным экспертов, суммарный выброс вредных веществ составил 50 млн кюри, что равнозначно последствиям взрывов 500 атомных бомб, сброшенных в 1945 году на Хиросиму.

Радиоактивное облако накрыло не только Украину, Белоруссию и западные регионы России, но также Восточную и Северную Европу. Ликвидаторами аварии признаны 600 тысяч человек. При тушении возникшего на четвертом энергоблоке пожара и в первые, самые острые дни ликвидации последствий аварии получили смертельные дозы облучения и скончались в течение трех месяцев 31 человек. Последствия большого облучения стали причиной гибели от 60 до 80 человек в следующие пятнадцать лет. Еще 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести.

После аварии из 30-километровой зоны вокруг АЭС были эвакуированы более 115 тысяч человек. Объект "Укрытие", или саркофаг, был сооружен над разрушенным энергоблоком в конце 1986 года, однако частичная эксплуатация АЭС осуществлялась вплоть до 2000 года.