Обилие сообщений о жертвах птичьего гриппа в последнее время привело к тому, что перестала быть ясной общая картина. Что же происходит в Азии? Сегодня на этот вопрос отвечает медицинский журнал The New England Journal of Medicine, который предлагает анонс номера, выходящего в конце этой недели. Хотя тон публикаций отнюдь не паникерский, но некоторые тревожные сигналы трудно игнорировать, пишет La Stamp (перевод на сайте Inopressa.ru).
Журнал The New England Journal of Medicine приводит следующие "голые" факты: высокопатогенные штаммы птичьего гриппа, которые в прошлом появлялись лишь изредка и приводили к материальному ущербу в форме гибели домашней птицы, теперь приобрели беспрецедентную способность распространяться и сейчас распространены среди птиц в значительной части Азии. Лабораторные и эпидемиологические исследования доказали, что их патогенность для животных возросла и что вирусы обрели повышенную устойчивость к воздействию окружающей среды. Увеличилось число млекопитающих-носителей, у некоторых из которых, например свиней, накапливаются вирусы различных штаммов.
Одному из них время от времени удается проникнуть в организм человека и вызвать пандемию. В то время как вплоть до 1997 года существовал "видовой барьер" и вирус убивал лишь домашнюю птицу, но не заражал человека, сейчас он мутировал и стал способен заражать людей, контактирующих с птицей.
Никогда еще в прошлом не было столько случаев заболевания человека: одного за другим начиная с января 2004 года птичий грипп убил 32 из 44 заболевших, главным образом молодых людей. Страшный показатель уровня смертности (72%) не намного ниже показателя смертности от бубонной чумы, лихорадки Эбола или сибирской язвы в ее легочной и септической формах, пишет La Stampa.
Больше всего беспокоит то, что изменение генома вируса может сделать возможной передачу от человека человеку. До сих пор небольшой запас прочности давал тот факт, что все заболевшие в Юго-Восточной Азии работали или жили в тесном контакте с инфицированной птицей. Но исследование группы ученых во главе с эпидемиологом Кумнуаном Унгчузаком, похоже, свидетельствует о том, что уже были случаи передачи вируса напрямую от человека к человеку.
Рассматриваемый случай касается одной 11-летней таиландской девочки, ее матери и тети, у которой проживала девочка. Заразившись болезнью от птиц, которых разводили у них дома, девочка была отправлена в больницу с воспалением легких. Мать, которая жила довольно далеко и не имела контактов с птицами, приехала ее лечить, не приняв при этом никаких мер предосторожности.
После того как девочка умерла, женщина вернулась в свою провинцию, где у нее развились симптомы гриппа, и несколько дней спустя она умерла в больнице. Тетя, которая ухаживала за племянницей до госпитализации, тоже заболела, но в более мягкой форме, и выздоровела. При помощи лабораторных тестов и тщательно проанализировав перемещения всех трех женщин, исследователи пришли к выводу, что мать девочки - у которой не было контактов с птицей - заразилась напрямую от дочери.
Пока это, похоже, единичный случай: но, естественно, более чем оправданно, что врачи на всех уровнях, от национального до и международного, не скрывают беспокойства.
Журнал отмечает, что по сравнению с предыдущими пандемиями, которые налетали подобно разрушительному урагану, у нас на этот раз есть фора, а также более глубокие знания о вирусах гриппа. Нужно готовиться к обороне, пока тучи еще только сгущаются.