Минск, 25 марта 2006 года
 
 
 
Минск, 25 марта 2006 года
kozylin.com

Прокурор дал санкцию на арест экс-кандидата на пост президента Белоруссии Александра Козулина. Об этом сообщили в понедельник в правоохранительных органах республики.

Как передает "Интерфакс" со ссылкой на собеседников в правоохранительных органах, "он арестован в связи с уголовным делом по ст. 339, которое было возбуждено в отношении него ранее". По словам собеседников агентства, "с Козулиным работает следователь, и пока что о дате суда по его делу говорить рано".

Лидер Белорусской социал-демократической партии "Грамада" Александр Козулин сейчас находится в следственном изоляторе в Жодино, в 50 км от Минска, сообщила его супруга Ирина Козулина. "Мы сейчас направляемся туда", - сказала она в понедельник.

По словам супруги, Козулину вменяется нарушение ст. 339 ч. 2 Уголовного кодекса (хулиганство - умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок, отличающиеся особым цинизмом, либо связанные с сопротивлением лицу, пресекающему нарушение общественного порядка, либо совершенные повторно, либо группой лиц - прим. ред.). При этом Козулина подчеркнула, что все нарушения касаются событий 2 марта и 17 февраля. "Никакой речи о 25 марта не идет", - сказала жена арестованного.

Между тем ранее в понедельник в ГУВД Минского городского исполкома сообщили, что "Козулин проходит фигурантом по уголовному делу, которое милиция возбудила по факту беспорядков, которые произошли 25 марта в центре Минска". При этом, как говорят в ГУВД Минска, обвинение ему по этому делу пока не предъявлено.

"По данному уголовному делу также проходят наиболее активные участники и организаторы несанкционированной акции оппозиции в минувшую субботу", - отметил представитель ГУВД.

Как уточнили в ГУВД, по данному факту было возбуждено уголовное дело по статье 342 (организация групповых действий, нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них) Уголовного кодекса Белоруссии. Данной статьей предусмотрено наказание в виде штрафа или ареста на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до 3 лет.

В понедельник в минских районных судах рассматриваются дела задержанных 24 марта на Октябрьской площади участников несанкционированной акции протеста. Как сообщили "Интерфаксу" в ГУВД Мингорисполкома, "есть информация, что в сторону Минска из СИЗО Жодино выехал спецтранспорт, в котором находятся задержанные 24 марта на Октябрьской площади".

Представители ГУВД не уточнили, в каких районных судах будут идти процессы над задержанными в ночь на 24 марта. В ГУВД также отказались сообщить, когда пройдут судебные процессы над задержанными в минувшую субботу в Минске.

В ГУВД отметили, что "в настоящее время идет всестороннее разбирательство и изучение материалов документирования для правовой оценки действиям участников несанкционированной акции в столице 25 марта".

25 марта в Минске было задержано 52 человека, в том числе и экс-кандидат на пост президента Александр Козулин.

17 февраля на основании положения законодательства о выборах Национальный пресс-центр не разрешил Козулину провести в своем зале пресс-конференцию. По данным прокуратуры, "несмотря на это Козулин в сопровождении группы неустановленных лиц с применением силы ворвался в помещение концертного зала "Минск", где располагается Национальный пресс-центр". По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 339 "злостное хулиганство".

В прокуратуре напомнили, что 2 марта в 9:00 в помещении Дворца культуры железнодорожников в Минске при регистрации делегатов Всебелорусского народного собрания Козулин "потребовал зарегистрировать его в качестве делегата, расталкивая окружающих, применил силу в отношении сотрудника милиции". По факту хулиганских действий Козулина был составлен протокол об административном правонарушении. Доставленный за данное правонарушение в Октябрьский РУВД Козулин в здании РУВД продолжил противоправные действия, за что в отношении него было возбуждено уголовное дело.

Ранее жена задержанного экс-кандидата на пост президента Ирина Козулина рассказала британскому журналу Time об обстоятельствах ареста Александра Козулина (полный текст на сайте Inopressa.ru).

"Мой муж подошел к офицеру милиции улыбаясь, с цветком в руке. Но прежде чем он начал говорить, тот дал приказ о наступлении. Они сбили моего мужа с ног, начали избивать его, а потом уволокли прочь, – сообщила Ирина Козулина. – Потом они начали избивать и остальных из нас".

Участники митинга, оставшиеся на свободе, также рассказали о том, как проходил разгон демонстрации.

В субботу демонстранты начали двигаться в сторону Октябрьской площади, но обнаружили, что и сама площадь, и ведущие к ней улицы перекрыты милицейскими отрядами, которые заблокировали весь город и вытеснили демонстрантов в близлежащий парк Янки Купалы.

Представители оппозиции подчеркивают, что их намерения были мирными. "Мы не хотели никакого насилия, никаких взятий Бастилий, – уверяет Александр Милинкевич, кандидат в президенты от объединенных демократических партий и лидер оппозиции. – Я надеюсь, что власти это понимают".

Ирина Халип, уважаемая белорусская журналистка и активистка правозащитного движения говорит: "Нас было около 20 тысяч человек, сбившихся в парке и около него. Люди были очень рассержены в связи с подтасованными выборами, массовыми арестами и негуманным обращением с арестованными, о котором родственники узнавали из сообщений и звонков по мобильным телефонам, прежде чем телефоны у арестованных отобрали. Большинство людей не знали, где находятся их задержанные сыновья и дочери. Поэтому Козулин направил демонстрацию в сторону тюрьмы на улице Окрестина. Люди хотели выразить свой протест и выяснить, где находятся их родственники".

Наталья Разина из правозащитной организации "Хартия 97", принимавшая участие в марше протеста, говорит, что митинг перед стенами тюрьмы в День независимости символизировал солидарность с узниками. "Все было очень мирно, люди несли воздушные шары и цветы, улыбались, – говорит она. – Я не помню, когда еще я чувствовала себя так хорошо за последние напряженные недели. Но вдруг ни с того ни с сего они начали бросать в нас гранаты и распылять слезоточивый газ. Это был какой-то кошмар".