Финальный раунд переговоров по ядерной программе Ирана в Вене медленно набирает обороты: прибывшие на переговоры министры говорят о серьезных разногласиях за три дня до "дедлайна" Госсекретарь США Джон Керри
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Финальный раунд переговоров по ядерной программе Ирана в Вене медленно набирает обороты: прибывшие на переговоры министры говорят о серьезных разногласиях за три дня до "дедлайна"
Global Look Press
 
 
 
Госсекретарь США Джон Керри
Reuters
 
 
 
Лоран Фабиус в кратком выступлении перед журналистами, не получившими права задать ни один вопрос, в свою очередь подчеркнул, что остаются, как минимум три серьезных блока, по которым есть разногласия
Global Look Press

Финальный раунд переговоров по ядерной программе Ирана в Вене медленно набирает обороты: прибывшие на переговоры министры говорят о серьезных разногласиях за три дня до "дедлайна". По неофициальной информации, если надежда на достижение компромисса все же сохранится, срок переговоров могут продлить. Главная проблема - снятие и механизм возобновления санкций в отношении Ирана в случае нарушения страной условий соглашения. Второй день переговоров начался со встречи госсекретаря Керри и главы МИД Ирана Зарифа.

Как отмечает ТАСС, за три дня до крайнего срока процесс консультаций далек от максимальных скоростей. Накануне в столицу Австрии Вену прибыли госсекретарь США Джон Керри, министры иностранных дел Ирана Джавад Зариф и Франции Лоран Фабиус. Все они говорили о "существенных разногласиях" между сторонами.

В воскресенье в австрийскую столицу должны прибыть министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и глава европейской дипломатии Федерика Могерини. Россия также входит в состав "шестерки" переговорщиков, но у главы МИД Сергея Лаврова другие приоритеты: на понедельник у него намечены в Москве переговоры с коллегой из Сирии.

Параллельно с консультациями министров работа сегодня будет продолжена и на уровне экспертов. Задача, стоящая перед всеми участниками переговоров, тянущихся уже второе десятилетие, стоит очень сложная - попытаться в условиях цейтнота сблизить позиции по целому ряду вопросов, в которых до сих пор нет консенсуса.

"Нам предстоит проделать много тяжелой работы. Некоторые очень сложные вопросы еще остаются", - сообщил госсекретарь США, начиная встречу со своим коллегой из ИРИ. Лоран Фабиус в кратком выступлении перед журналистами, не получившими права задать ни один вопрос, в свою очередь подчеркнул, что остаются, как минимум три серьезных блока, по которым есть разногласия. Они касаются долгосрочных ограничений иранских возможностей по исследованиям и производству в ядерной области, верификации ядерных объектов, в том числе военных, а также автоматическому возврату режима санкций в случае нарушения договоренностей со стороны Тегерана.

Глава МИД Исламской Республики ранее заявлял, что Тегеран "не примет исключительных процедур" со стороны международных контрольных органов, а "снятие санкций должно произойти немедленно".

"Ястребы" против компромиссов

В США не ослабевает давление на президента Барака Обаму, поставившему достижение договоренности с Тегераном одним из своих основных внешнеполитических приоритетов, отмечает ТАСС. 24 июня пять бывших близких советников главы Белого дома опубликовали открытое письмо, в котором предостерегли администрацию США от новых уступок Тегерану по ключевым аспектам ядерной сделки. Свои подписи под обращением, среди прочих, поставили один из ведущих в прошлом экспертов госдепартамента по вопросам нераспространения и контроля за вооружениями Роберт Эйнхорн, экс-советник Обамы по вопросам контроля над вооружениями Гэри Сеймор, бывший глава ЦРУ Дэвид Петреус.

Накануне вылета Керри в Европу сенаторы Роберт Менендес (демократ от штата Нью-Джерси) и Марк Кирк (республиканец от Иллинойса) внесли на рассмотрение Конгресса США законопроект, предусматривающий сохранение в силе еще на 10 лет ключевых односторонних американских санкций в отношении Ирана. Позже Менендес также выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что при несговорчивости Тегерана будет лучше "прекратить переговоры нежели чем принять плохое соглашение с Ираном". Самым активным противником "плохой сделки" с Ираном выступает Израиль - страна, которую США традиционно поддерживают.

На этой неделе масла в огонь подлил руководитель и духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, заявив о "красных линиях", идущих вразрез с согласованным в Лозанне совместным всеобъемлющим планом действий и призванным выступать основой для итоговой договоренности. Среди прочих Хаменеи резко высказался против замораживания исследований и разработок в ядерной области на длительный период, отверг возможность допуска на иранские военные объекты и подчеркнул, что санкции против республики должны быть отменены немедленно.

Теперь вопрос заключается в том, смогут ли министры, когда они, наконец, соберутся в Вене, вывести переговоры из возможного тупика.