Несмотря на женевскую договоренность между Россией и США, которая отвела от Сирии угрозу военного удара, американская сторона пыталась впоследствии "переиграть ситуацию" Было стремление к тому, чтобы резолюция ООН, закрепляющая основы "химического" разоружения этой страны, базировалась на главе 7-й Устава ООН, которая допускает применение силы
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Несмотря на женевскую договоренность между Россией и США, которая отвела от Сирии угрозу военного удара, американская сторона пыталась впоследствии "переиграть ситуацию"
Global Look Press
 
 
 
Было стремление к тому, чтобы резолюция ООН, закрепляющая основы "химического" разоружения этой страны, базировалась на главе 7-й Устава ООН, которая допускает применение силы
Global Look Press
 
 
 
Это была одна из причин, почему процесс выработки этого документа растянулся еще на две недели, объяснил "Коммерсанту" министр иностранных дел России Сергей Лавров
Global Look Press

Несмотря на женевскую договоренность между Россией и США, которая отвела от Сирии угрозу военного удара, американская сторона пыталась впоследствии "переиграть ситуацию". Было стремление к тому, чтобы резолюция ООН, закрепляющая основы "химического" разоружения этой страны, базировалась на главе 7-й Устава ООН, которая допускает применение силы. Это была одна из причин, почему процесс выработки этого документа растянулся еще на две недели, объяснил "Коммерсанту" министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Кроме того, западные коллеги не хотели включать в резолюцию официальное одобрение Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года, где содержится план мирного урегулирования сирийского конфликта. Они также стремились подвести коммюнике под 7-ю главу, рассказал глава МИДа.

При этом Лавров отметил, что ключевую задачу избавить мир от все еще остающейся части химических запасов - "обезвредить, взять под международный контроль и впоследствии уничтожить" - поставил президент РФ Владимир Путин после разговора с Бараком Обамой в Санкт-Петербурге.

- Об отношениях РФ и США: "Эмоции - дело преходящее"
- Западная пресса о резолюции 2118: устроила всех, но кровопролитие продолжится

Первая за два года резолюция по Сирии была, напомним, единогласно принята Совбезом в ночь на субботу, 28 сентября. Она грозит силовыми мерами в случае ее несоблюдения, однако не автоматически: их нужно будет отдельно обговорить и одобрить в СБ ООН. "Это касается и, не приведи Господь, применения кем бы то ни было химического оружия, - указал Лавров. - Если мы будем четко уверены, что какая-то сторона допустила нарушения или применила химоружие, то будем готовы принимать решение по главе 7-й".

Этот документ можно считать дипломатической победой России, хотя, например, правозащитная организация Human Rights Watch раскритиковала его за то, что он не обеспечивает ответственности виновных за химатаки. При этом в HRW убеждены, что 21 августа под Дамаском отравляющий газ применили именно правительственные войска.

По этому поводу Лавров сказал следующее: "Мы не будем покупать кота в мешке, когда нам, как сейчас про эпизод 21 августа, говорят: всем понятно, что это дело рук правительства". По его словам, Запад не представил доказательства, тогда как Россия, напротив, представила массу свидетельств из различных источников, которые подводят к выводу, что химатака - дело рук оппозиции.

Более того, в Москве опасаются, что будут новые подобные провокации, чтобы свалить вину на правительство Башара Асада, "вызвать вселенский гнев и тем самым постараться спровоцировать удар извне по Сирии". Поэтому Россия настойчиво подчеркивала в ООН, что государства, являющиеся спонсорами оппозиции, несут ответственность за то, чтобы она не получила доступа к запасам химоружия.

Представители сирийских властей такой подход горячо приветствовали. Резолюция восстановила дипломатические методы в СБ и других организациях ООН, запретив любые действия в одностороннем порядке вне рамок международной законности, и является шагом вперед на пути восстановления политической стабильности в Сирии, заявил постпред страны в ООН Башар Аль-Джафари, которого цитирует SANA.

Теперь США, Великобритания и Франция не в силах обойти положения этого документа и пойти на военную интервенцию, добавил он. Аль-Джафари также указал на то, что Совет Безопасности должен принять меры в случае нарушения этой резолюции правительствами Турции, Катара, Франции, Британии и США.

Президент Сирии Башар Асад, со своей стороны, заверил в воскресном интервью итальянскому ТВ, что будет соблюдать все обязательства, предусмотренные резолюцией. Аналогичное заявление сделал ранее в тот же день министр иностранных дел страны Валид Муаллем.

Об отношениях РФ и США: "Эмоции - дело преходящее"

В интервью "Коммерсанту" Сергей Лавров также дал оценку отношениям между Россией и США в целом. По острейшим проблемам, таким как терроризм, наркотрафик, оргпреступность, распространение оружия массового уничтожения, у сторон есть общий вектор развития сотрудничества. На него не оказывают необратимого воздействия периодически возникающие недопонимания.

Есть и "мимолетные положительные взлеты", создающие устойчивость на перспективу, продолжил министр. "У нас есть ощущение, что американцы, похоже, понимают важность нашего взаимодействия. Мы к этому готовы абсолютно настолько, насколько к этому готовы в Вашингтоне", - сказал он.

При этом Лавров выразил сожаление в связи с тем, что так и не состоялись московские переговоры Владимира Путина и Барака Обамы, которые планировались перед саммитом "большой двадцатки" в Петербурге. Американский лидер, напомним, отменил визит в столицу из-за того, что Россия предоставила убежище разоблачителю спецслужб США Эдварду Сноудену, а также из-за упорства Москвы в вопросе противоракетной обороны и несоблюдения в стране прав человека.

"Жаль, что не состоялся визит, что он был отложен. Он был подготовлен очень хорошо, были конкретные договоренности", - рассказал глава МИДа. Однако эти договоренности не пропадут, они подписываются, сообщил он.

"Мы реалисты и исходим из того, что эмоции - дело преходящее. Сноуден не Сноуден, обиды реальные и мнимые - все это проходит. А понимание стратегической важности отношений между РФ и США для международной стабильности остается. У нас есть ощущение, что нынешнее руководство США это понимает. Наши отношения гораздо больше, глубже и шире, чем какие-то обиды, которые естественны для любого человека", - подытожил Лавров.