Борьба с "Исламским государством", скорее всего, может затянуться на долгие годы - об этом говорят военные чиновники в Соединенных Штатах. Между тем аналитики отмечают, что в коалиции против исламистов пока не участвует Российская Федерация, у которой отношения с Западом подорваны украинским кризисом. Некоторые предлагают помириться с РФ, чтобы Москва смогла оказать поддержку в борьбе с "ИГ", которое имеет влияние и на Кавказе, однако другие эксперты считают, что России и Китаю выгоден кризис на Ближнем Востоке, отвлекающий на себя внимание и ресурсы США.
Бывший верховный представитель ООН в Боснии Пэдди Эшдаун написал статью для The Times, которую озаглавил так: "Мы должны заключить Путина в объятия, чтобы победить "Исламское государство". Как цитирует его слова InoPressa, "Россия до сих пор была исключена из нашей коалиции, сражающейся с "Исламским государством". "Почему? - задается вопросом Эшдаун. - У нее тоже есть личная заинтересованность в этом вопросе - возможно, гораздо большая, чем у нас. Суннитский джихадизм бушует в российских мусульманских республиках, Дагестане и Чечне, почти так же, как в Ираке и Сирии".
- В США, учтя возможность наземной операции, прикинули, сколько стоит война с "Исламским государством"
- Британская авиация нанесла первые удары по позициям "Исламского государства" в Ираке
По его словам, "причиной этого нежелания вовлекать Россию является личная вражда между президентами Путиным и Обамой". "Если это так, то надо ее преодолеть. Более широкая коалиция, в которую войдут русские, играя активную или пассивную роль, может открыть путь к резолюции Совбеза ООН, обеспечить лучшие способы ограничить распространение кризиса и значительно увеличить наши силы в его разрешении", - считает Эшдаун.
При этом, по его мнению, действия "Исламского государства" могут стать началом войны, в которую будут втянуты РФ и США, но по разные стороны баррикад. "Опасность состоит в том, что мы на Западе окажемся вовлеченными в эту распрю на стороне суннитов, а Россия - шиитов. Тогда у нас может начаться региональная война с глобальными последствиями - вспомните Балканы 1913 года", - предостерегает он, напоминая о Первой мировой войне.
В подтверждение слов Эшдауна о заинтересованности России в борьбе с "Исламским государством" в статье Анны Немцовой для The Daily Beast рассказывается об одном из лидеров исламистов - чеченце Тархане Батирашвили, также известном как Абу Омар аль-Шишани.
"Рыжебородый Абу Омар стал олицетворением многих вещей, которые Вашингтон ненавидит и которых боится, - отмечает журналистка. - Но, даже когда он занят планированием обороны от авианалетов американцев и их союзников, он все равно дразнит Владимира Путина и его союзников в Грозном".
Родина Абу Омара - Панкисское ущелье в Грузии, и оттуда, согласно статье, некоторые хотят отправиться воевать в отряд Абу Омара. По словам журналистки, два безработных 17-летних подростка, оба этнические чеченцы, рассказали, что заняться им особо нечем, разве что "сидеть и таращиться друг на друга, молиться в деревенской мечети и переписываться через WhatsApp с друзьями в Сирии". Один из них заявил, что "большинство его друзей подумывают сесть на автобус до Турции, а там присоединиться к людям Абу Омара на севере Сирии".
Добавим, что Абу Омар участвовал в российско-грузинской войне 2008 года в составе подразделения грузинской военной разведки. Через несколько лет, побывав в тюрьме, Батирашвили, который исповедовал христианство, "обратился в ислам консервативного толка, отрастил бороду и поклялся начать священную войну с неверными". Кстати, он также назначил вознаграждение за головы людей из руководства Чечни, включая Рамзана Кадырова, жизнь которого он оценил в пять миллионов долларов.
По мнению главного редактора сайта "Кавказский узел" Григория Шведова, "лидеры "Исламского государства" всерьез решили вывести свой джихад на международный уровень", в том числе и на Северный Кавказ, что станет трагедией для российского государства.
Как отмечает "Голос Америки", ссылаясь на экспертов, чеченцы - не самая многочисленная группа среди тысяч иностранных боевиков в Сирии, но, возможно, их действия весьма значительны для "Исламского государства". Они действуют эффективно благодаря тому, что многие из них прошли закалку в многолетних боях с российской армией. "Как правило, они эксперты в вопросах тактики", - считает Билл Роджио, основатель The Long War Journal.
Однако проблема чеченских боевиков и возможной дестабилизации Кавказа может не так уж и сильно волновать российские власти. Обозреватель Forbes Мелик Кайлан не считает, что Россия много потеряет, если не будет участвовать в борьбе с исламистами. "Последствия не ограничатся Сирией и Ираком или даже ближневосточным регионом. Отвлечение США в другие "топи" позволяет нашим истинными соперникам, а именно, России и Китаю, продвигать свои масштабные планы", - заявил он. Кайлан уверен, что в настоящее время "растут силы наших соперниц-супердержав".
Британская авиация нанесла первые удары по позициям "Исламского государства" в Ираке
Британские военные самолеты, которые были отправлены в Ирак для борьбы с боевиками "Исламского государства", нанесли первые удары. Как сообщает BBC News, это были точечные атаки. В частности, авиация разбомбила "тяжело укрепленную позицию" исламистов и грузовик с оружием.
Оба истребителя вернулись в целости на базу ВВС Великобритании Акротири, находящуюся на Кипре. В операции участвовали истребители типа Tornado GR4, до этого их сопровождал самолет-заправщик Voyager. Они оснащены ракетами двух типов - Brimstone и Paveway.
До этого истребители-бомбардировщики вылетали на разведывательную миссию, во время которое не наносили ударов по позициям боевиков "Исламского государства". Ранее парламент Великобритании одобрил активное участие страны в коалиции против "Исламского государства", санкционировав воздушные удары по исламистам на территории Ирака.
При этом премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон отверг идею ввода наземных армейских подразделений западных стран в Ирак. "Мы не пытаемся победить "ИГ" только с помощью ударов с воздух. Мы считаем, что необходимы войска на земле, но это должны быть иракские войска, это должны быть курдские войска", - подчеркнул глава кабинета министров.