Туркменский суд осудил российского эколога Андрея Затоку условно
 
 
 
Туркменский суд осудил российского эколога Андрея Затоку условно
fergana.info

В Туркмении состоялся суд над российским экологом Андреем Затокой, обвинявшемся в незаконном хранении оружия, ртути и змеиного яда. 31 января суд в городе Дашогуз (бывший Ташауз) приговорил его к трем годам заключения условно и освободил в зале суда, сообщает ИА "Фергана.ру".

Первоначально суд над Затокой был назначен на седьмое февраля 2007 года, затем перенесен на первое февраля. МИД России выразил удовлетворение решением туркменского суда об освобождении из-под стражи российского эколога. "Нам известно о сегодняшнем решении суда, и мы им удовлетворены", - сообщили ИТАР-ТАСС в министерстве.

Глава Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова также удовлетворена решением туркменского суда. "Есть чувство облегчения, - призналась она. - Я очень рада, что наши усилия не пропали даром".

Вместе с тем, по ее словам, она не может не опасаться за дальнейшую судьбу ученого-серпентолога. "Очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя запятая со знаком "плюс", поставленная в этом деле, как можно скорее стала точкой", - сказала Памфилова.

Эколог был арестован туркменскими властями 17 декабря 2006 года при посадке на самолет в аэропорту Дашогуза. 50-летний Затока, имеющий двойное российско-туркменское гражданство, намеревался через Ашхабад вылететь в Москву на съезд Международного социально-экологического союза (МСЭС), сопредседателем совета которого он является.

Поначалу ему было предъявлено обвинение в хулиганстве, однако впоследствии против Затоки было возбуждено уголовное дело сразу по четырем статьям уголовного кодекса Туркмении. Как сообщил "Времени новостей" сопредседатель МСЭС Святослав Забелин, его коллеге инкриминировалось незаконное хранение оружия, его изготовление, незаконный оборот сильнодействующих ядов, незаконная добыча змеиного яда. По каждой из этих статей предусматривается наказание от трех до пяти лет лишения свободы. Туркменская судебная практика не предполагает поглощения меньших сроков большими, в результате сложения сроков по всем статьям Андрею Затоке грозило 15 лет заключения. Как отмечают коллеги эколога, Затока в силу специфики своей профессии на законных основаниях мог хранить яд исследуемых животных и легкое пневматическое оружие.

Подготовка к суду, как сообщает "ВН", в последние дни шла беспрецедентными темпами. В течение одного дня 26 января было закончено следствие, прокурор подписал обвинительное заключение, оно было предъявлено обвиняемому и назначен день суда. Обычно на эти процедуры уходит не менее четырех-пяти дней. Друзья и коллеги Затоки, создавшие Международный комитет в его защиту, полагают, что это сделано с целью избежать внимания мировой общественности.

Кампанию в защиту Затоки вели не только друзья и родственники эколога, но и 280 туркменских и международных общественных экологических и правозащитных организаций. В известность о случившемся был поставлен МИД РФ. Об аресте ученого главой Совета Эллой Памфиловой был также проинформирован президент Владимир Путин. Многочисленные заявления и обращения были отправлены на имя временно исполняющего обязанности президента Туркмении, министра иностранных дел Туркмении, министра иностранных дел России, Уполномоченного по правам человека в РФ, Верховного Комиссара ООН по правам человека, в другие международные и межгосударственные организации.

Российские коллеги эколога также полагают, что арест Затоки был заранее спланированной провокацией с неясной целью. Все карты спутало появившееся спустя три дня известие о смерти пожизненного президента Туркмении Сапармурата Ниязова. Новые власти в связи с "делом Затоки" оказались в двусмысленном положении - особенно после того, как обстоятельства дела стали известны президенту России. Освободить арестованного значило бы признать несостоятельность туркменских спецслужб, но еще труднее было доказать вину эколога.