Печерский районный суд Киева признал законным закрытие Генеральной прокуратурой уголовного дела против бывшего начальника оборонной разведки Алексея Пукача в части обвинения его в заказном убийстве журналиста Георгия Гонгадзе
 
 
 
Печерский районный суд Киева признал законным закрытие Генеральной прокуратурой уголовного дела против бывшего начальника оборонной разведки Алексея Пукача в части обвинения его в заказном убийстве журналиста Георгия Гонгадзе
Коллаж NEWSru.ua

Новый поворот в деле о гибели украинского журналиста Георгия Гонгадзе. Закрыто дело против бывшего начальника оборонной разведки Алексея Пукача в части обвинения его в заказном убийстве журналиста. Как передает NEWSru.Ua, Печерский районный суд Киева признал закрытие дела законным. Суд пришел к выводу, что доводы о том, что Пукач совершил заказное убийство, являются оценочными и поэтому не касаются предмета обжалования. Также суд пришел к выводу, что следователь при закрытии этого уголовного дела соблюдал нормы Уголовно-процессуального кодекса.

Таким образом, жалоба представителя Мирославы Гонгадзе в суде Валентины Теличенко оставлена без удовлетворения.

Главное управление по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры завершило расследование уголовного дела по обвинению Пукача в совершении преступлений, предусмотренных статьями "превышение власти или служебных полномочий", "злоупотребление властью или служебным положением" и "умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, совершенное в связи с выполнением потерпевшим служебного или гражданского долга и совершенное по предварительному сговору группой лиц или организованной группой".

Кроме того, Пукач обвиняется в превышении власти и совершении насильственных действий в отношении члена Киевского общественного правозащитного объединения "Мы" Алексея Подольского и уничтожении служебных документов Департамента оперативной службы МВД, содержащих важную для следствия информацию о лицах, участвовавших в проведении незаконного наблюдения за Гонгадзе.

В ходе следствия также получены показания обвиняемого и других свидетелей о том, что к совершению преступлений в делах против Гонгадзе и Подольского могут быть причастны определенные должностные лица страны.

По словам адвоката Мирославы Гонгадзе Валентины Теличенко, на которую ссылается "Украинская правда", судья Печерского райсуда Киева не увидела заказа в преступном приказе экс-министра внутренних дел Юрия Кравченко.

"Следователь утверждает, что Пукач исполнял преступный приказ Кравченко и других неустановленных следствием лиц, то есть действовал не по заказу, а выполнял преступный приказ", - сказала Теличенко.

"Нет статьи в Уголовном кодексе, которая предусматривает вину за исполнение преступного приказа. Преступным называется тот приказ, выполнение которого содержит признаки состава преступления какой-либо из статей Уголовного кодекса", - заявила адвокат.

"То есть, если приказ заключается в том, чтобы украсть курицу, то это кража. Если приказ заключается в убийстве - это заказ убийства. Судья, к сожалению, повторила это противоречие и также утверждает, что Пукач убил не на заказ, а выполняя преступный приказ", - отметила она. По словам Теличенко, "если это попытка Генпрокуратуры укрыть от наказания заказчиков, то эти попытки демонстрируют высокий непрофессионализм следователя".

Адвокат подчеркнула, что это решение суда будет обжаловано в Апелляционном суде. "Судья, для того, чтобы найти хоть что-то неправильное в аргументах заявителей, приписала нам те тезисы, о которых мы не говорили", - добавила она. По словам Теличенко, судья отметила, что заявители якобы поставили под сомнение пункт обвинения в котором утверждается об убийстве в связи с выполнением потерпевшим общественного долга и говорят о доказанности вины Пукача.

"Человеку, который даже не учился на юридическом факультете, понятно, что говорить о доказанности на этом этапе нельзя. Речь идет о наличии признаков состава преступления, а не о доказанности вины", - сказала она.

Оппозиционный журналист Георгий Гонгадзе, главный редактор интернет-издания "Украинская правда" пропал в Киеве 16 сентября 2000 года. В ноябре того же года его обезглавленное тело было обнаружено в лесу вблизи города Тараща Киевской области. В 2000 году были обнародованы записи, сделанные бывшим офицером госохраны Николем Мельниченко якобы в кабинете бывшего в то время президентом Украины Леонида Кучмы. На пленке голос, похожий на голос Кучмы, отдает распоряжение "разобраться с журналистом". Следствие не рассматривает экс-президента Кучму в качестве фигуранта дела об убийстве Гонгадзе.

Подозреваемые в причастности к убийству были задержаны в феврале 2005 года. Ими оказались трое сотрудников департамента внешнего наблюдения и криминальной разведки МВД, подчиненные генерала Алексея Пукача. Судебный процесс над ними начался в декабре 2005 года.

В 2008 году все трое были признаны виновными в совершении убийства журналиста. Свою вину бывшие правоохранители признали частично, отрицая, что убийство Георгия Гонгадзе было совершено ими по предварительному сговору. 15 марта 2008 года Апелляционный суд Киева вынес подсудимым приговор: Валерий Костенко и Александр Попович были осуждены на 12 лет лишения свободы, Николай Протасов - на 13 лет.

В июле 2009 года в одном из сел Чудновского района Житомирской области был арестован сам Пукач, ему предъявлены обвинения в убийстве Гонгадзе.

Пукач сообщил, что приказ убить Гонгадзе ему отдал лично Кравченко и он был лично представлен Владимиру Литвину (тогда главе АПУ) через несколько дней после преступления. Это якобы произошло случайно, когда Литвин заехал проведать Кравченко в его кабинете. Пукач заявил, что приказ отрезать голову и перезахоронить тело Гонгадзе он получил на второй день после этих событий в кабинете Кравченко, чтобы замести следы, но он, Пукач, испугался, что станет крайним, и подбросил в могилу украшения Георгия.

Согласно материалам следствия, экс-глава МВД Кравченко покончил с собой 4 марта 2005 года. К делу приложена записка, текст которой, по словам следователей, таков: "Мои дорогие, я не виновен ни в чем. Простите меня. Я стал жертвой политических интриг президента Кучмы и его окружения. Ухожу от вас с чистой совестью. Прощайте". Генпрокуратура направляла записку на графологическую экспертизу, которая подтвердила, что написана она рукой Кравченко.