premier.gov.ru

Громкие и даже отчасти провокационные заявления российского премьера Владимира Путина, сделанные на "Селигере-2011" по поводу экономического спада в США и возможного объединения с Белоруссией и Южной Осетией, продолжают вызывать волну недовольства за рубежом и недоумения в России. Вместе с тем, Запад дивится пиар-находкам Путина, пытавшегося на Селигере согнуть сковородку голыми руками.

Дискуссию о правомерности критики США со стороны российского премьера возобновил американский телеканал Fox Business. Напомним, 1 августа, выступая перед прокремлевской молодежью на Селигере, он сказал, что США в мировой экономике сродни "паразиту".

"Страна живет в долг, - сказал премьер-министр РФ участникам молодежного форума. - Это значит, что они живут не по средствам и перекладывают часть груза своих проблем на всю мировую экономику, в известной степени паразитируют на мировой экономике. Слава богу, девальвации доллара не произошло, у них хватило здравого смысла и ответственности".

- Путин вспомнил "советский термин для очернения людей"
- На Западе составили ТОП-8 деяний "дерзкого и нежного мачо" Путина

Ведущий программы Follow The Money на Fox Business Эрик Боллинг возмутился словами Путина. Он считает, что премьер-министру следовало бы радоваться тому, что в России сейчас такой же строй, как и в США, - капитализм. Путину, по его словам, нужно быть благодарным за то, что благодаря капитализму он, по словам американского телеведущего, "стал миллиардером и диктатором", цитирует "Газета.Ru".

Кроме того, на программу был приглашен в качестве эксперта политолог Ариэль Коэн, который высказал мысль, что, критикуя США, российский премьер пытается понравиться российской молодежи.

Британская газета The Daily Telegraph анализирует, какими еще замысловатыми приемами Путин пытался понравиться молодежи. Издание публикует фотографию, на которой премьер перед толпой юных прокремлевских патриотов гнет сковородку голыми руками. Впрочем, фотографы не запечатлели, удалось ли это сделать Путину или нет.

На другом фото с "Селигера" 58-летний глава правительства и "отец нации", "коим его считают многие россияне", пишет The Daily Telegraph, лезет без страховки на альпинистскую стенку "в стиле Человека-паука". Однако до самого верха он добраться на смог, в шутку пробормотав что-то в свое оправдание, добавляет газета. На третьем снимке Путин позирует за столом для армрестлинга.

Британская газета оценивает подобную активность Путина как стремление продемонстрировать, что он все еще в отличной физической форме и готов действовать, а значит может снова возглавить страну. Издание обращает внимание и на агитролик, растиражированный "Единой Россией", в котором премьер выступает как "архитектор выдающегося постсоветского возрождения", а также на бурную деятельность молодых привлекательных девушек в откровенных нарядах из "Армии Путина", которые вносят свою лепту в рекламу образа премьера.

Австрийская газета Der Standard оценивает поведение Путина как "вербальное и организационное поигрывание мускулами" в противовес президенту Дмитрию Медведеву, который, по мнению издания, делает ставку на внутреннюю силу и реальные реформы. "Примером тому служат создание ОНФ, недавние высказывания об объединении с Белоруссией и критика США как "финансового паразита". При этом Путин вряд ли сможет сохранить свой имидж "гаранта стабильности", - цитирует издание InoPressa.

Французская Le Figaro также отмечает, что Путин не мог разочаровать своих поклонников и оставить их без порции сенсационных заявлений, на которых держится его популярность. Газета приводит мнение аналитика Дмитрия Орешкина, который отмечает, что "никогда не мешает польстить электорату, испытывающему ностальгию по СССР", имея в виду заявления о возможном объединении с Белоруссией.

"Путин - человек действия, и он крайне редко говорит просто так. Однако даже если проект аншлюса Белоруссии существует и дорог сердцу силовиков, маловероятно, что Россия пойдет на такой риск. Лукашенко (президент Белоруссии Александр Лукашенко) не даст себя обмануть, да и белорусы против. Поэтому мне сложно понять смысл подобного политического заявления", - цитирует слова эксперта издание.

Эксперты восприняли заявления об объединении с ЮО как вызов Западу, президенту и россиянам

"Геополитические фантазии" российского премьера об объединении с Южной Осетией тоже были восприняты неоднозначно. Мало того, что это дает повод Грузии говорить о собственной правоте по поводу попыток РФ аннексировать часть ее территорий, но при этом, как отмечают политологи, Путин не задается вопросом о том, понравится ли это россиянам, а также вступает в сферу влияния президента.

Политолог и бывший советник президентов Грузии Эдуарда Шеварднадзе и Михаила Саакашвили Рамаз Сакварелидзе в интервью "Независимой газете" заявил, что считает заявление Путина внутриполитическим. "В России начинается избирательная кампания, у самого Путина впереди президентские выборы. В расчете на российский электорат прозвучала заманчивая формула о присоединении территории. Причем отторгнутой от Грузии, которая усилиями российских пропагандистов стала считаться едва ли не главным врагом РФ. Думается, заявление Путина является элементом предвыборной кампании, а не средством дополнительного уязвления Грузии", - сказал он.

Источник в правительстве Грузии сообщил изданию, что заявление российского премьера изучается и на него последует соответствующая реакция. "Вообще же слова Путина доказывают правоту Грузии и ее партнеров, считающих, что Россия, оккупировав грузинские территории, попытается их аннексировать", - сказал собеседник газеты, подчеркнув, что на данный момент это его личная точка зрения.

Российские эксперты согласны с тем, что Путин дал лишний повод для разговоров об оккупации. Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко указывает: "Объединение - слишком щекотливое дело. Когда мы просто признаем их независимость - это одно. Если Запад этим недоволен, мы можем указать на Косово. Потому что, строго говоря, юридической разницы между Косово, Абхазией и Южной Осетией нет. Но если мы присоединяем Южную Осетию к себе, то это действительно можно квалифицировать как оккупацию. Это гораздо более тяжелый случай, потому что означает открытую конфронтацию с Западом".

Впрочем, эксперт сомневается, что российского премьера такие вопросы вообще волнуют. "А чего ему бояться Запада? - риторически спрашивает Малашенко. - Запад с Каддафи (ливийский лидер Муаммар Каддафи) не может справиться. Что он может сделать с ВВП?"

Между тем российские политологи удивляются тому, что Путин, обсуждая этот вопрос, во-первых, не упомянул о мнении россиян, а также забыл, что заходит на территорию влияния президента Дмитрия Медведева, в ведении которого находятся внешнеполитические проблемы.

"О том, следует ли объединяться, - уверен глава Института проблем глобализации Михаил Делягин, - будут спрашивать 20 или 30 тысяч россиян, проживающих на территории республики. Мнением 140 миллионов россиян, которые будут за это платить, интересоваться никто не будет". При этом только проверка использования республиканским руководством средств российского бюджета на восстановление Южной Осетии потребовала в этом году 41 млн рублей.

Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин отмечает в этой связи: "За отделение Кавказа выступает больше половины населения, а тут надо еще кого-то присоединять, да еще платить за это. Решение окажется крайне непопулярным. К тому же на Северном Кавказе тоже живо сообразят, что "лишние" деньги пойдут мимо них..."

Председатель правления Института современного развития, опекаемого президентом, Игорь Юргенс обращает внимание на то, что премьер занимается не своими прямыми обязанностями. "Вопросы внешней политики страны относятся к компетенции президента Российской Федерации. И поэтому премьер-министру, который занимается экономикой, хорошо бы ею и заниматься", - говорит он.

Юргенсу нынешняя коллизия напомнила случай с Ливией, "когда компетенция премьера была превышена". Напомним, что тогда Путин сравнил операцию НАТО в Ливии с крестовыми походом, а президенту пришлось в тот же день делать ответное заявление о недопустимости подобных оценок.