Генеральная прокуратура РФ пришла к выводу, что страховщики имеют право удерживать 23% от страховой премии в случае досрочного расторжения клиентом договора об ОСАГО. Таким образом надзорное ведомство прокомментировало указание Центробанка, законность которого попросил проверить зампред общественного совета при ГУ МВД по Москве Виктор Травин, пишет "Коммерсант".

Как известно, по действующим правилам, закрепленным в указании ЦБ РФ от 2014 года, действие договора ОСАГО прекращается в случае смерти собственника, ликвидации страховщика, гибели автомобиля или смены его собственника. В этом случае, как следует из Гражданского кодекса (ГК), страхователь может претендовать на возмещение части страховой премии пропорционально времени, оставшемуся до окончания договора.
К примеру, если договор ОСАГО стоимостью 20 тысяч рублей расторгается в связи с продажей машины спустя шесть месяцев после заключения, автовладельцу должны вернуть 10 тысяч рублей, но при этом 23% (2300 рублей), в соответствии с указанием ЦБ, страховая компания удержит.

В апреле 2016 года Травин обратился в Генпрокуратуру с требованием проверить законность такой практики, поскольку в ГК ничего не говорится про 23%, а значит, возвращать нужно всю сумму без вычетов. Однако надзорное ведомство нарушений законодательства не усмотрело, отметив, что вопрос досрочного расторжения ОСАГО регулируется не только ГК, но и законом об ОСАГО, где такие вычеты оговариваются.

По словам Травина, это решение ожидаемое: "Власти всех уровней сегодня, по сути, обслуживают интересы страховщиков, а те, в свою очередь, шантажируют тем, что население останется вообще без ОСАГО. Но я считаю, Генпрокуратура точку в этом вопросе не поставила", - отметил он

Правозащитник не исключил, что впоследствии попытается задать вопрос по поводу законности удержания 23% и в Верховном суде.

В свою очередь, в ЦБ газете заявили, что в службу по защите прав потребителей банка практически не поступают жалобы по вопросам возврата страховой премии при расторжении договора ОСАГО, "что подтверждает отсутствие проблемы как таковой".