Для России использование газомоторного топлива важнее роста числа электромобилей в России, заявил президент Владимир Путин на совещании с членами правительства 18 апреля.
"Ясно, что мы должны больше и больше внимания уделять вопросам экологического характера, видим тенденции, которые в мировой экономике происходят, в том числе, в автомобилестроении, имея в виду значительное использование электромобилей", - цитирует его ТАСС.
"Но для нашей страны, конечно, использование газомоторного топлива является даже более приоритетным", - подчеркнул Путин.
- Электромобили вредят экологии больше машин с ДВС, считает глава "Роснефти"
Газомоторное топливо приоритетнее использования электромобилей также по экологическим соображениям, потому что "для того, чтобы получить электроэнергию, нужно сначала ее выработать, и значительная часть электроэнергии вырабатывается на угле", пояснил президент.
"Это очень серьезное обстоятельство, которое мало кем учитывается", - отметил Путин и предложил участникам совещания обсудить вопросы, "связанные с расширением возможностей использования газомоторного топлива", заслушав по этому поводу председателя совета директоров "Газпрома" и спецпредставителя президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа Виктора Зубкова.
Прошлой осень близкий к Путину глава "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что электромобили вредят экологии сильнее, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания. По его словам, форсированное развитие автономного электротранспорта способно усугубить экологический ущерб, когда важным источником электроэнергии остается угольная генерация.
Сечин напомнил, что для производства электричества в большинстве стран мире до сих пор используется уголь, сжигание которого, по его словам, наносит экологии вреда не меньше, чем выхлопы машин с ДВС.
В связи с этим руководитель госкомпании, являющейся одним из крупнейших поставщиком топлива в России, считает, что регуляторам стоит "в большей мере сфокусироваться не на ограничении использования двигателей внутреннего сгорания и неэкономических мерах отказа от них, а на ускоренном снижении доли угольной генерации и расширении использования высокоэкологичного, например газового, топлива или атомной энергетики".
Между тем сам Путин в октябре прошлого года вписал себя в число потенциальных покупателей электромобиля Tesla.
Газификация транспорта
В апреле прошлого года Министерство транспорта РФ подготовило пятилетнюю госпрограмму (2018-2022 годы) по расширению использования газа в качестве моторного топлива для автомобилей, железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, а также спецтехники. На тот момент доля газомоторного транспорта в России составляла лишь 0,5% (бензинового - 60,3%, на дизтопливе - 37,1%, на сжиженном углеводородном газе – 2,1%).
Как сообщалось, на реализацию данной программы из федерального бюджета будет выделено 163 миллиарда рублей, а с учетом средств регионов и компаний вся пятилетняя программа обойдется в 769,6 млрд руб. По задумке, по итогам этой программы в России должна на 30% снизиться доля выбросов вредных веществ на транспортное средство, а потребление газа - вырасти в 3,9 раза (по сравнению с 2015 годом), до 2,17 миллиарда кубометров. Таким образом, затраты на топливо на одно транспортное средство снизятся на 12%, а к 2030 году планируется заместить 25-30% дизтоплива газом.
Неспешная электромобилизация
Вместе с тем электромобилизация России пока идет неспешно. Хотя продажи электрокаров в стране растут, в количественном отношении цифры весьма скромные. По состоянию на 1 января 2018 года, общее число новых и подержанных электромобилей в российском автопарке достигло 1,8 тысячи. Для сравнения, в Китае по дорогам ездят уже более миллиона электрических и гибридных автомобилей.
Прошлым летом правительство РФ утвердило изменения в Правила дорожного движения, введя в них новые термины "электромобиль" и "гибрид", а также соответствующие дорожные знаки и разметки. А в октябре в России утвердили ГОСТ с требованиями к зарядным станциям для электромобилей.
В ноябре 2016 года министр энергетики РФ Александр Новак спрогнозировал, что к 2020 году объем рынка электрокаров в стране должен составить 200 тысяч единиц. При этом, согласно более раннему постановлению кабмина, уже к 1 ноября 2016 года все заправочные станции в стране должны были оснастить зарядками для электромобилей. Однако впоследствии выяснилось, что АЗС не спешат реализовывать это распоряжение. Впрочем, в 2017 году зарядных станций для электрокаров в России стало больше.